Проявления антисемитизма в России: итоги 2007 г.
рус   |   eng
Найти
Вход   Регистрация
Помощь |  RSS |  Подписка
О Конгрессе Новости Конгресса Читальный зал
    Еврейские новости Деятельность
    Аналитика
      Лидеры Мониторинг ксенофобии Контакты

        Аналитика

        Проявления антисемитизма в России: итоги 2007 г.

        26.01.2008, Ксенофобия и антисемитизм

        Политический антисемитизм

        В 2007г. антисемитизм окончательно стал интегральной и неотъемлемой частью русской националистической идеологии. Антисемитская составляющая появилась в речах даже тех националистических лидеров, которые ранее стремились выглядеть более благопристойно. Характерный пример – лидер Движения против нелегальной иммиграции А.Поткин (Белов), неоднократно допускавший в своих публичных выступлениях в 2007г. антисемитские пассажи (о ритуальных убийствах, еврейском характере власти и т.д.). Во многом это объясняется развернувшейся в националистической среде междоусобицей, в которой одним из главных обвинений было «потакание евреям» или еврейское происхождение оппонентов. В этих условиях лидерам националистов, чтобы доказать свою «чистоту», приходилось быть «святее Папы Римского». Идеи о возможном сотрудничестве русских националистов и еврейской общины в борьбе против приверженцев ислама и китайцев, высказывавшиеся ранее, практически исчезли.

        Антисемитизм все чаще сопрягается с гитлеризмом и отрицанием Холокоста. Ярким примером этого стали события, связанные с разрушением в ночь на 9 мая существовавшего в Москве памятного знака белогвардейским генералам, служившим Гитлеру. Сторонники восстановления памятника заявляли, что памятник разрушили «вандалы, антихристы и просто русофобы»1, «дети Шарикова»2.

        Один из видных идеологов и пропагандистов современного русского антисемитизма М.Назаров в начале мая 2007г. опубликовал на своем сайте комментарий, в котором заявляя, что Вторая мировая война стала следствием стремления «еврейско-масонских правителей мiра» «подавить» «национально-авторитарную реакцию фашизма» (который, по оценке Назарова «в некоторых странах ...был на приемлемом духовном уровне») с помощью «полезного идиота Гитлера»3.

        В сознании значительной части рядовых радикальных националистов подобный же процесс произошел достаточно давно. Антисемитская риторика нередко встречалась на публичных акциях националистов. 21 апреля 2007г. в центре Москвы впервые официально прошел митинг, фактически посвященный памяти Гитлера, на котором открыто восхваляли Гитлера и Гиммлера4. Демонстрации, участники которых шли под флагами со свастикой или скандировали «Хайль Гитлер!», прошли 1 мая в Благовещенске, 9 мая в Мурманске (надо заметить, что обе они были быстро пресечены правоохранительными органами)5 и Москве6, 14 сентября в Барнауле7.

        Антисемитская риторика широко использовалась на проходившем в Москве 4 ноября «Русском марше». Участники шествия и митинга скандировали «Смерть жидам!»8, «Долой еврейский фашизм!»9, «Долой жидовское иго», «Жидовский кагал – под народный трибунал!»10, и несли плакаты типа «Еврейский фашизм – сегодня нет ничего страшнее»11. В С.-Петербурге участники «марша» скандировали: «Будь готов, как Каминский и Краснов», имея в виду генералов, служивших Гитлеру12.

        Антисемитские лозунги достаточно часто встречались и на акциях КПРФ. Так, во время организованного КПРФ 28 июня в Москве шествия на «Останкино» были зафиксированы плакаты «Долой жидовидение! России – русское телевидение!», «Требуем десионизации ТВ!». На асфальте лежали карикатуры, на которых были изображены тележурналисты Андрей Караулов и Николай Сванидзе в кипе13.

        Нужно отметить достаточно сильную антисемитскую составляющую в идеологии старшего поколения представителей КПРФ. Симптоматична ситуация в Орле, где местного радикального националиста Е.Шилина поддерживают представители КПРФ. Причем, по замечанию самого Шилина старшее поколение коммунистов воспринимает молодежные левые организации, сохранившие дух интернационализма, как «троцкистов»14. Другой пример – вновь опубликованное в августе 2007г. интервью Г.Зюганова редактору газеты «Русь православная» К.Душенову, данное им еще в 2003г. В беседе с православным издателем лидер КПРФ заявлял о «сионизации» и «вопиющем национальном перекосе» в структурах власти, об «агрессивной роли сионистского капитала в развале экономики России и расхищении ее общенародного достояния», «захвате» евреями промышленности и СМИ15. Эта публикация не вызвала никаких возражений со стороны КПРФ.

        Фиксируются попытки соединить антисемитизм с более популярными в обществе антикавказскими настроениями и исламофобией. Одной из попыток создания подобного гибрида можно считать опубликованную в декабре 2007 г. статью председателя читинского отдела Союза русского народа Д.Савина, в которой он заявлял, что чеченцы и албанцы-косовары являются орудиями «еврейско-масонского закулисья», которое готовит дехристианизацию планеты для установления своего всемирного господства16. В опубликованном 26 октября обращении Союз русского народа, возглавляемый М.Назаровым и А.Туриком, предлагал всем, и русским и нерусским, поддержать националистов против «общего врага», который якобы «пытается нас стравить для ослабления России. Чтобы перемолоть и обратить всех в рабов глобального электронного концлагеря»17.

        Какой-то единой «партии антисемитов» не существует. Антисемитизм в качестве основы идеологии исповедуют около десятка организаций – как ультраправославные (среди них выделяется Союз русского народа Назарова-Турика), так и неоязыческие.

        Несмотря на то, что выборы в Госдуму прошли практически без употребления ксенофобской и антисемитской риторики, можно ожидать, что антисемитизм будет активно использоваться во время президентской кампании. На целом ряде националистических сайтов после объявления о том, что преемником В.Путина на посту Президента станет Д.Медведев, делался акцент на еврейском происхождении самого Медведева и его жены18. Наиболее «внимательные» националисты обращали внимание на то, что буквально накануне перед объявлением Д.Медведева преемником В.Путина он посетил московский еврейский общинный цент, усматривая в этом доказательство «еврейской власти» в России (Д.Медведев якобы должен был пройти некий отбор и заручиться поддержкой еврейской общины России)19. Вопрос в том насколько эти «открытия» инспирируются со стороны конкурирующих элитных группировок, пытающихся использовать русских националистов в своих интересах.

        Нападения: рост или снижение?

        По данным мониторинга Экспертной группы в 2007 г. было зафиксировано десять случаев применения насилия (в 2006 – семь), девять случаев нападений и осквернений синагог, общинных центров и иных помещений занимаемых еврейскими организациями (в 2006 – 16), 14 актов кладбищенского вандализма (в 2006 – пять).

        В целом эти данные близки к тем, которые были собраны представителям Федерации еврейских общин России: 34 случая угроз и хулиганства, пять случаев применения насилия, 11 случаев нападений на синагоги и общинные центры, 25 случаев нанесения граффити или надписей антисемитского характера на городских объектах, 13 актов вандализма на кладбищах в 2007г. и 37 случаев угроз и хулиганства, 11 случаев применения насилия, 20 случаев нападений на синагоги и общинные центры, 40 случаев нанесения граффити или надписей антисемитского характера на городских объектах, семь актов вандализма на кладбищах в 2006г.20.

        Вряд ли можно на основании этих цифр говорить о спаде количества проявлений антисемитизма в 2007г., как это сделала ФЕОР в заявлении от 25 декабря 2007г. Впрочем, даже представители ФЕОР подчеркивают, что перелом в ситуации наступит лишь в случае, если власти активно будут противодействовать проявлениям антисемитизма, и, в частности, не допустят свободной продажи в магазинах антисемитской литературы21. Скорее мы видим несколько разнонаправленных тенденций, каждая из которых имеет свои причины.

        Что касается нападений на евреев, то фактически их количество осталось на том же уровне – достаточно малом учитывая, что антисемитизм превратился в составную часть националистической идеологии. Этот объясняется тем, что евреи все еще достаточно труднораспознаваемы среди людей других национальностей. Исключение составляют горские, грузинские и бухарские евреи, религиозные евреи, либо евреи – жители небольших поселков, в которых все всё друг про друга знают (представители именно этих трех категорий евреев в основном и были объектами нападений*). Снижение количества нападений и осквернений синагог и общинных центров – возвращение к среднегодовой норме, вызванное как отсутствием яркого примера для подражания (каким было в 2006г. нападение А.Копцева на синагогу на Б.Бронной), так и боязнью сурового наказания, после вынесения тому же Копцеву сурового приговора осенью 2006г. То что речь не идет о снижении уровня антисемитизма наглядно иллюстрирует резкий рост кладбищенского вандализма, имеющего явную антисемитскую направленность (помимо могил оскверняются еще и памятники жертвам Холокоста), что, вероятно, рассматривается молодыми националистами как более безопасное занятие.

        Надо заметить, что количество нападений может быть и большим, поскольку далеко не обо всех из них становится известно сразу. И речь идет не только о разорении могил на отдаленных кладбищах. 2007 год продемонстрировал еще одну, уже достаточно мрачную особенность – нежелание еврейских общин сообщать о нападениях. Так, лишь спустя месяц стало известно о нападении нас еврейскую школу в Брянске в конце октября – начале ноября 2007г. и о нападении на астраханскую синагогу в октябре 2007г.22.

        Антисемитизм в СМИ и книгоиздании

        С учетом того, что публичные акции более не позволяют привлекать новых участников в организации, исповедующие антисемитизм, они делают основную ставку на издание пропаганду посредством СМИ, Интернет-сайтов (одним из наиболее популярных подобных сайтов является Интернет-ресурс православного фундаменталиста и антисемита М.Назарова rusidea.org) и книгоиздания. Наиболее опасным в данном случае является тот факт, что антисемитскую литературу издают внешне респектабельные издательства («Алгоритм», «Книжный мир») и в этом качестве она допускается на прилавки книжных магазинов и на крупнейшие выставки-ярмарки проходящие в Москве – «Книгу России» и Московскую международную книжную ярмарку (откуда опять же часто попадает на прилавки крупных книжных магазинов, превращая их в площадки для антисемитской пропаганды). При этом администрация ярмарок заявляет, что требоавания о недопуске названных издательств якобы противоречат Конституции РФ, международным нормам и просто здравому смыслу, поскольку, представляют собой введение цензуры. Ситуацию не изменило и подписание в конце августа 2007г. по инициативе Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Соглашения о недопущении на свои стенды книг, пропагандирующих фашизм, ксенофобию, насилие, жестокость, провоцирующих национальную рознь.

        О том, насколько для этих издательств важен допуск на книжные ярмарки, говорит скандал, организованный ими вокруг запрета принимать участие в книжной ярмарке NON/FICTION. Была организованна целая кампания в дружественных СМИ, лейтмотивом которой стало заявление о том, что недопуск издательств – «происки олигархов» и «покушение на свободу слова и конституционные права граждан».

        Еще одним вопиющим фактом, свидетельствующим о том, как мало внимания уделялось (и уделяется) наблюдению за выпуском антисемитской литературы, стал выход в конце августа 2007 без каких-либо комментариев перевод книги Аннемарии Штилер «Повесть об Адольфе Гитлере», первоначально вышедшей в Германии в 1940 г.23, а также то, что эта новость, вызвав небольшое возмущение, вскоре забылась.

        Несмотря на то, что антисемитские публикации встречаются в СМИ** гораздо реже чем антикавказские или антикитайские, 2007г. дал несколько тревожных сигналов, свидетельствующих о возможности возвращения антисемитского дискурса на телеэкраны и в печатные СМИ. Прежде всего, это демонстрация по федеральным телеканалам в январе и феврале 2007г. сериала «Сталин.live» и фильма «Лев Троцкий. Тайна мировой революции». И в сериале (и в особенности – в интервью режиссера сериала Г.Любомирова газете «Московские новости») и в фильме были без какого-либо критического анализа воспроизведены антисемитские мифы о последних годах сталинской эпохи и якобы имевшем место сотрудничестве Л.Троцкого с еврейскими банкирами США. Несколько материалов антисемитского характера было опубликовано в уже упомянутой газете «Московские новости». Речь идет о появившихся в марте, мае и декабре 2007г. статьях председателя Торгово-промышленной палаты, экс-премьера РФ Евгения Примакова, где для характеристики Израиля использовались штампы позднесоветской пропаганды и статьях депутата Госдумы А.Фоменко, посвященных отношениям России и США, где воспроизводись антисемитские мифы о ведущей роли евреев в ухудшении российско-американских отношений в 1911г., финансировании евреями революции 1917г., определяющем влиянии еврейского лобби на ближневосточную политику США.

        На сайте новостного агентства «Новый регион» 8 марта была опубликована статья, в которой происхождение традиция празднования 23 февраля и 8 марта возводилось к Пуриму, который рассматривался исключительно как день истребления евреями конкурировавшей с ними персидской элиты24.

        Антисемиты также пытаются обрести респектабельность, маскируя свои занятия под научные. 20-21 июля в Москве состоялась т.н. «Международная конференция борцов за Белую Расу», объединившая российских и зарубежных расистов. «Еврейской опасности», будто бы угрожающей «белым народам» был посвящен доклад американского расиста, ныне живущего в Киеве, Д.Дьюка. Там были собраны все антисемитские мифы последних десятилетий: доминирование евреев в финансах и СМИ, стимулирование абортов только у неевреев, торговля «белыми рабами». Расист В.Авдеев заявил, что страны Запада «ожидовленны»25.

        Проявления антисемитизма со стороны представителей власти

        В 2007г. публичные проявления антисемитизма позволяли себе в основном представители законодательной власти – депутаты Госдумы из оппозиционных фракций. Когда начался судебный процесс над известным националистом-антисемитом Б.Мироновым депутаты Государственной Думы Д.Рогозин, В.Илюхин, Ю.Савельев, а также депутат Новосибирского городского Совета А.Люлько выразили желание стать его общественными защитниками. В итоге общественным защитником Б.Миронова стал Д.Рогозин (в конце 2007г. назначен постпредом в НАТО), который во время судебного процесса сделал ряд антисемитских заявлений сделавший на процессе ряд антисемитских заявлений: о наличии в России «еврейской национальной преступности», о том, что антисемитские выступления Б.Миронова были лишь его «претензиями к действующему главе администрации области Толоконскому и его окружению, а также к его кадровой политике, которая в условиях страны, где проживает более 150 народностей, вызывает определенное напряжение у национального большинства и... может быть истолкована как некая попытка спекулировать на межнациональных отношениях», «авторской субъективной оценкой определенных особенностей поведения определенной этнической группы». Д.Рогозин и еще один депутат В.Алкснис объявили о взятии под свой личный контроль уголовного дела в отношении милиционера-антисемита А.Смирнова.

        Ряд депутатов верхней и нижней палаты российского парламента – Совета Федерации и Государственной думы (председатель Комитета Совета Федерации по правовым и судебным вопросам А.Лысков, заместитель председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству Л.Биндар, член Комитета Совета Федерации по делам СНГ О.Пантелеев, депутат Государственной Думы В.Илюхин (КПРФ), заместитель председателя Комитета по информационной политике А.Кравец (КПРФ), член Комитета по международным делам И.Баринов («Единая Россия») и член Комитета по делам СНГ и связям с соотечественниками В.Алкснис («Народная воля)) опрошенных сайтом Regions.ru в апреле 2007 года заявил, что не считают необходимым вводить уголовной ответственности за отрицание Холокоста. Их аргументами стало то, что вопрос об отрицании или признании Холокоста «находится в пределах этических норм, и в этом случае речь не может идти об уголовной ответственности», а также демагогическое заявление о том, что трагедию пережили все народы и в таком случае нужно принимать закон об ответственности за отрицание трагедии всех народов СССР, поскольку в противном случае евреи, мол, окажутся «равнее других». В.Илюхин и вовсе заявил, что предложение о введении запрета на отрицание Холокоста «попахивает определенным мракобесием».

        Хотя по итогам выборов в Государственную Думу в декабре 2007г. большинство депутатов-антисемитов не смогли пройти в Думу, однако и в новом составе нижней палаты российского парламента насчитывается не менее семи депутатов, исповедующих антисемитские взгляды и использующих соответствующую риторику (подписанты «письма 500», требовавшего запретить все еврейские организации в России Н.Езерский, В.Кашин, П.Свечников, С.Собко (фракция КПРФ), А.Грешневиков («Справедливая Россия»), депутат от ЛДПР С.Иванов, покровительствующий НСО, В.Илюхин (КПРФ). Однако преобладающая роль депутатов в различных инициативах, имеющих антисемитский характер не означает, что среди представителей других ветвей власти отсутствуют приверженцы антисемитизма. Один из самых ярких примеров наличия антисемитов среди представителей силовых структур – история с нападением в Иркутской области в июле 2007г. майора милиции (!) на съемочную группу программы «Вести», одну их журналисток которой он «заподозрил» в еврейском происхождении.26 Подобный же милиционер-антисемит в чине капитана А.Смирнов из Ленинградской области в настоящее время привлечен к уголовной ответственности за пропаганду ксенофобии и антисемитизма в своем Живом Журнале. Другое дело, что в условиях декларируемых первыми лицами государства приверженности толерантности и борьбе с антисемитизмом эти люди вынуждены держать свое мнение при себе.

        От проявлений антисемитизма нужно отличать нежелание представителей власти и правоохранительных органов заниматься розыском и уголовным преследованием лиц, совершивших те или иные преступления на почве антисемитизма (в основном – осквернения могил и синагог). Здесь речь идет главным образом о нежелании взваливать на себя дополнительную (и достаточно трудоемкую) работу, о выполнении которой придется отчитываться. Именно в подобного рода проявлениям относятся, например, требования, выдвинутые представителями районных властей в волгоградской области подростку-еврею, избитому в апреле 2007г. Когда он, собираясь ехать в Израиль по программе "Академическая СЭЛА", обратился в местную паспортно-визовую службу с заявлением об оформлении загранпаспорта, ему весьма ясно намекнули, что если он не заберет заявление из милиции, то с получением паспорта у него будут проблемы. А в поселковом совете хутора попросили передать в волгоградский общинный центр, чтобы там "не поднимали волну..."27.

        С другой стороны, существует т.н. «Русский проект» «Единой России» – попытка власти перехватить популярные националистические лозунги. Сами националисты не скрывают, что рассматривают этот проект как средство воздействия на идеологию власти и введение туда нужных им элементов. На сайте «Русского проекта» в мае 2007г. был опубликован опрос «Музей какой оккупации следует открыть в Москве?». Среди вариантов ответа предлагались и такие: «мирового атлантизма» и «советско-троцкистской»28 (слово «троцкисты» часто служит эвфемизмом, которым антисемитские публицисты заменяют слово «еврей», а «мировой атлантизм» в ряде случаев заменяет старую идеологему «всемирного жидо-масонского заговора»).

        В Живом Журнале этого проекта было перепечатано (естественно без антипутинских инвектив) сообщение об обыске в издательстве «Белые Альвы» составленное расистом и антисемитом А.Савельевым29.

        Не иначе как заигрывание с силами исповедующими антисемитизм нужно рассматривать полное равнодушие московских властей к лозунгам (в том числе антисемитским), которые звучали на митинге 21 апреля, во время «Русского марша» и т.д.

        Кровавый навет

        В 2007г. антисемитские организации (главным образом сторонники М.Назарова) активно раскручивали версию о якобы совершаемых евреями ритуальных убийствах детей. Основное внимание при этом было уделено т.н. красноярскому делу о якобы совершенном в 2005г. евреями Красноярска ритуальном убийстве нескольких детей. Можно говорить о том, что «ритуальная версия» стала намного более распространенной, чем в 2006г. Ее поддержал в апреле 2007г. депутат Госдумы А.Крутов. Националисты в начале мая и 17 июля провели ряд массовых акций в Москве, С.-Петербурге и Чите в которых активно пропагандировали версию о совершаемых евреями ритуальных убийствах, требуя в случае убийств детей «в первую очередь направлять в сторону хасидской секты» «не стесняясь с обысками синагог, мацепекарен, и домов их служащих». Регулярно публиковались статьи о якобы совершаемых евреями ритуальных убийствах. Самое тревожное в этом – ситуация, когда обвинения в ритуальном убийстве в конце марта, после очередного убийства ребенка в Красноярске, выплеснулись на страницы «большой прессы». Этот тезис со ссылкой на неназванный источник в правоохранительных органах повторили «Новые Известия»30, «Русское радио»31, «Век»32, «Труд»33 (в более позднем сообщении, со ссылкой на «Век», «Труд» писал уже о «секте религиозных маньяков»34). Хотя евреи нигде прямо не были названы в качестве виновников этих убийств, но сама легализация термина «ритуальное убийство», может быть тем самым первым шагом, за которым последует второй – прямое обвинение евреев в его совершении. Вероятнее всего радикальные антисемиты будут и в дальнейшем использовать эту тему, позволяющую привлекать новых сторонников и усиливать градус антисемитизма в стране. Единственным средством борьбы с подобными измышлениями может быть лишь судебный процесс против распространителей этой клеветы.

        Использование псевдоправозащитной риторики

        В попытках защититься от действий правоохранительных органов радикальные антисемиты активно употребляют псевдоправозащитную риторику, стремясь выставить себя невинными жертвами нападений. При этом они демагогически заявляют о том, что данные судебные дела – политические, а не уголовные и являются продолжением «красного террора» (вариант – «сталинского террора») и угрожают сотрудникам правоохранительных органов тем, что будут считать их «соучастниками геноцида русского народа».

        Причем обычно в защиту судимых антисемитов-язычников выступает созданный в феврале 2007г. т.н. Русский антифашистский комитет, а в защиту «православных антисемитов» - сторонники М.Назарова. Сам М.Назаров в октябре 2007г. рекомендовал своим сторонникам «отказаться от контрпродуктивной «жидобойной» и нацистско-языческой «антисемитской» лексики, от физических средств воздействия и мести» и действовать подобно ему, используя высказывания Отцов Церкви, поскольку по его мнению, «православное отношение к еврейскому вопросу трудно втиснуть в рамки «антисемитизма» и «разжигания»35.

        Последней по времени попыткой группового давления на власть с использованием подобных приемов стало открытое письмо группы литераторов, исповедующих антисемитские взгляды литераторов, направленное 24 ноября Президенту РФ В.Путину. Его главной целью, была попытка представить «идеологов», привлекаемых к ответственности по ст.282 УК, как людей, преследуемых за то, что они «обличали преступников во власти: коррупционеров, грабителей общенародных богатств, предателей национальных, государственных интересов России» и «возвышали голос в защиту русского народа». При этом ст.282 УК приравнивалась к печально известным ст.58 сталинского УК, и антидиссидентской ст.70. Демагогически заявлялось, что «Мафия протащила эту статью в Уголовный Кодекс, чтобы пресечь огласку своих преступлений». В конце документа его подписанты требовали отмены ст.282 «как способствующую геноциду русского народа» и освобождения «писателей и журналистов, ставших в России политзаключенными»36.

        Антисемитизм и религиозные конфессии

        В 2007г. впервые открыто проявились на достаточно высоком уровне антисемитские настроения, присущие определенной части религиозных лидеров и верующих в РПЦ.

        Речь идет о деятельности епископа Чукотского Диомида. В феврале-июне и октябре им было опубликовано несколько обращений, обвинявших Патриарха и его окружение в отступлении от чистоты православия. В обращениях содержались антисемитские пассажи, а сам еп.Диомид явно претендовал на место главы православных фундаменталистов, пустовавшее с момента смерти митр. Иоанна (Снычева) в 1995 г. В дальнейшем он предложил ввести в молитвы просьбу об избавлении от «богопротивного ига иудейского», а также составил специальную молитву «по поминовении от иудеев умученных», в которой иудеи именовались «сатанинскими клевретами»37.

        Диомида активно поддержали радикальные националисты, а в августе 2007г. он благословил деятельность Союза русского народа (М.Назарова – А.Турика), главной составляющей идеологии которого является антисемитизм.

        С учетом того, что РПЦ безо всякого энтузиазма отнеслась к заявлениям Диомида, можно ожидать в ближайшем будущем выхода наиболее рьяных последователей епископа (а возможно – и его самого) из состава РПЦ и образования «истинной» церкви. По крайней мере тот же М.Назаров уже неоднократно поднимал вопрос о необходимости создания подобной церкви предлагая «выдвигать явочным порядком в качестве Русской духовной власти пригодных для этого священнослужителей, помогать укреплению их авторитета и их объединению – независимо от высоты их ранга в церковной иерархии и от церковных юрисдикций»38.

        Можно также отметить скандальные высказывания одного из высших исламских иерархов, сопредседателя Совета муфтиев России Нафигуллы Аширова, в конце февраля – начале марта, сравнивавшего Израиль с раковой опухолью. Впрочем, после того, как вспыхнул скандал Н.Аширов поспешил заявить, что слова о "раковой опухоли" относились не к израильтянам, а к сионизму39. Однако в дальнейшем, в интервью сайту Ислам.ру Аширов заявил, что «от сионизма страдает и сам еврейский народ», а сами сионисты «инициируют то там, то тут, многочисленные преступления»40.

        Реакция еврейских общин на проявления антисемитизма

        По сообщениям ФЕОР в 2007г. по инициативе Федерации (вероятно все же речь идет об инициативе входящих в ФЕОР еврейских общин) было возбуждено девять уголовных дел по ст. 282 УК41. Естественно речь идет о делах, возбужденных постфактум по следам уже совершенных преступлений. Еврейские организации также выступали с заявлениями относительно тех или иных акций, которые можно было квалифицировать как антисемитские (к сожалению, большая часть этих заявлений была посвящена главным образом событиям, происходившим за рубежами России). Вопрос о том, нужна ли большая «внешняя» активность еврейских организаций, и не вызовет ли это еще большего подъема уровня антисемитизма дискуссионен.

        Реакция властей на проявления антисемитизма

        Можно отметить активную демонстрацию высшими государственными чиновниками курса на необходимость борьбы с антисемитизмом. Одним из самых эффектных жестов Владимира Путина в этом направлении стал подписанный 17 декабря 2007г. указ о награждении орденом Почета раввина московской синагоги на Большой Бронной Ицхака Когана и ученика иешивы «Махон Рам» Хаима Йосефа Элиягу, задержавших в январе 2006г. А.Копцева, напавшего на прихожан синагоги42.

        Первый вице-премьер Д.Медведев, на встрече с представителями ФЕОР, состоявшейся 5 декабря 2007г. в Московском еврейском общинном центре, заявил, что на такие явления, как «угроза пропаганды нацизма, антисемитизма, и шовинизма» «не надо закрывать глаза». Он подчеркнул, что дело государства – «четко и жестко с такими проявлениями бороться».

        Как безусловно положительное явление надо выделить активизацию деятельности судов и, прокуратуры по признанию экстремистскими тех или иных материалов, содержащих антисемитскую компоненту, а также деятельность Росохранкультуры (Россвязьохранкультуры) по вынесению предупреждений за публикацию подобных материалов.

        Можно отметить активизацию деятельности правоохранительных органов по отношению к лицам совершившим преступления на почве антисемитизма. При этом «под ударом» оказались не только исполнители конкретных преступлений, но также и «идеологи»- подстрекатели (в 2007г. были осуждены три издателя антисемитских газет, из них двое получили реальные сроки заключения).

        Всего в 2007 году за преступления на почве антисемитизма было осуждено 30 человек. Из них 11 получили условные сроки, 5 были приговорены к штрафу, еще пятеро – к лишению свободы на срок от 5 до 10 лет, четверо – к лишению свободы на срок от 1 до 5 лет, двое – к обязательным работам, трое – к 1-2 годам в колонии-поселении. Еще примерно 30 человек находится под судом или следствием. Среди них и достаточно известные «гранды» антисемитизма, вроде экс-министра печати Б.Миронова, редактора газеты «Русь православная» К.Душенова и лидера Национал-социалистического общества Д.Румянцева.

        В 2007г. было существенно изменено российское законодательство – в Уголовный кодекс и Кодекс об Административных правонарушениях в мае и июле были внесены поправки ужесточающие наказание за вандализм, совершенный группой лиц или по мотиву идеологической, политической, национальной, расовой, религиозной ненависти или вражды, наличие нацистской атрибутики или символики (либо сходной с ней до степени смешения), ее изготовление, сбыт или приобретение в целях сбыта, вносившие в ст. 63 УК, п. «л» ч. 2 ст. 105, пункт «е» части второй статьи 111, пункт «е» части второй статьи 112, часть вторую ст. 115 , 116,119, ч. 4 ст. 150, ч.1 ст. 213, ч. 2 ст. 214, ч. 2 ст. 244. квалифицирующего признака: «совершение преступления по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы», а также внесение в главу 20 Кодекса РФ об административных правонарушениях «Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность» включается статья 20.29, предусматривающая особое наказание за «производство и распространение экстремистских материалов включенных в опубликованный федеральный список экстремистских материалов, а равно их производство либо хранение в целях массового распространения», совершаемое физическими или юридическими лицами43.

        Правоохранительные органы также проявили значительную активность в отношении преследований антисемитской литературы. Впервые был сформирован Федеральный список экстремистских материалов. Значительная часть из тех 60 наименований, которые были включены в этот список в 2007г. составляет антисемитская литература: публикации известного идеолога язычества Доброслава (А.Добровольского), А.Вострягова, осужденного по ст. 282 в Ульяновске, несколько статей кемеровского автора А.Николаенко, материалы, публиковавшиеся в газете «Я русский. Нижнее Поволжье» N 1-2, 2005 г., издававшейся осужденным по ст. 282 И.Могилевым, Журнал «Вихрь. Национал социалистическое издание Вятка N 1», материалы из газеты «Ижевская дивизия» и газеты «За Русь!» С.Путинцева, произведения исламских радикалов, а также кинофильм «Вечный жид», выпущенный в нацистской Германии.

        Кроме того, суды разных уровней признали экстремистскими материалам книги писателя Ю.Петухова, несколько националистических газет, выходивших в Ижевске, аудиозаписи отдельных музыкальных произведений и тексты 12 песен группы «Циклон Б» и снятый К.Душеновым фильм «Россия с ножом в спине. Еврейский фашизм и геноцид русского народа». Правоохранительные органы явно не собираются останавливаться на достигнутом.

        Впервые правоохранительные органы вплотную заинтересовались деятельностью издательств и типографий, печатающих антисемитскую литературу. Как минимум один иск прокуратуры был направлен против книги, изданной издательством «Алгоритм». 23 ноября прошли обыски в националистическом издательстве «Белые альвы» и Щербинской типографии (Москва), печатающей националистическую литературу44. Известно о проводимых проверках и судах на предмет признания печатных материалов экстремистскими в Москве, Саратове, Екатеринбурге, Новосибирске, Омске***.

        К сожалению, составить полный список предупреждений, вынесенных Россвязьохранкультурой затруднительно, поскольку в сообщениях о вынесенных предупреждениях за нарушение Закона о противодействии экстремизму, помещенных на сайте этого ведомства, не конкретизируется причина вынесения предупреждений. Впрочем, по данным, приводимым самими н

        Наверх

         
        Facebook извинился за антисемитскую рекламу
        25.09.2017, Антисемитизм
        Германия официально приняла международное определение антисемитизма
        25.09.2017, Антисемитизм
        Участника восстания в Варшавском гетто возмутила публикация его любовных писем
        25.09.2017, Израиль
        Константин Хабенский дебютировал в роли режиссера
        25.09.2017, Культура
        Почта Литвы выпустила почтовую марку, посвященную истории и культуре литваков
        25.09.2017, Евреи и общество
        Вице-президент США назвал СПЧ ООН форумом антисемитов
        25.09.2017, Мир и Израиль
        Во Франции приговорены к условным срокам подростки, разгромившие еврейское кладбище
        25.09.2017, Антисемитизм
        Мексика: обнаружено тело погибшего еврея
        25.09.2017, Мир и Израиль
        В Иерусалиме здание размалевали свастикой
        25.09.2017, Антисемитизм
        Президент Украины поздравил евреев Украины с праздником Рош а-Шана
        21.09.2017, Евреи и общество
        Все новости rss