Проявления антисемитизма в Украине: итоги 2007 г.
рус   |   eng
Найти
Вход   Регистрация
Помощь |  RSS |  Подписка
О Конгрессе Новости Конгресса Читальный зал
    Еврейские новости Деятельность
    Аналитика
      Лидеры Мониторинг ксенофобии Контакты

        Аналитика

        Проявления антисемитизма в Украине: итоги 2007 г.

        26.01.2008, Ксенофобия и антисемитизм

        В конце 2007 г. антисемитизм в Украине стал темой, обсуждаемой на страницах мировых СМИ. Со стороны целого ряда еврейских организаций, как украинских, так и зарубежных (в первую очередь – российских), стали звучать заявления о беспрецедентном росте антисемитизма в Украине. Заявления эти были столь безапелляционными и громкими, что невозможно не принимать их во внимание, рассматривая проявления антисемитизма в стране в 2007 г. Оценить степень адекватности подобных оценок можно, только проанализировав всю совокупность имеющейся информации об антисемитизме в сегодняшней Украине. Для формирования у читателя по возможности полного представления о проблеме, я рассмотрю ее в четырёх областях:

        • проявления антисемитизма в общественно-политической жизни страны;
        • публичная пропаганда в средствах массовой информации;
        • уровень антисемитизма в массовом сознании;
        • насилие и вандализм на почве антисемитизма.

        Безусловно, эти сферы взаимосвязаны и не могут рассматриваться в отрыве друг от друга, и их разделение довольно условно – оно призвано в первую очередь облегчить анализ. На мой взгляд, попытка отследить динамику уровня антисемитизма по этим четырём направлениям дает нам возможность делать осторожные выводы о динамике антисемитизма в целом.

        Общая характеристика ситуации в стране

        Прежде, чем перейти к рассмотрению собственно проявлений антисемитизма, стоит кратко охарактеризовать политическую и этно-социальную ситуацию в стране в целом.

        На протяжении практически всего года политическая жизнь страны сводилась к достаточно радикальному противостоянию между ветвями власти и ассоциирующимися с ними политическими группировками. Кабинет министров во главе с Виктором Януковичем, сформированный парламентской коалицией, состоящей из Партии регионов (ПР), Коммунистической (КПУ) и Социалистической (СПУ) партиями, с первых дней 2007г. стремился расширить свои полномочия за счет полномочий президента и укрепить поддержку в Верховной раде, прибегая в том числе к сомнительным с юридической точки зрения шагам. К весне политическое противостояние достигло апогея. Президент Украины Виктор Ющенко, представляющий противоположный политический лагерь, пошел на роспуск Верховной рады и назначение досрочных парламентских выборов. Эксперты обращали внимание на вольное обращение с законодательством, и в первую очередь – с Конституцией, одинаково свойственное обеим сторонам конфликта, особенно во время его обострения в мае. Досрочные выборы стали компромиссом, с помощью которого конфликт был остановлен на грани перехода в силовую фазу.

        В сентябре 2007 г. в стране состоялись досрочные парламентские выборы. По результатам народного волеизъявления, электоральный барьер преодолели пять политических сил: ПР (34,37% голосов избирателей), Блок Юлии Тимошенко (БЮТ, 30,71%), Блок «Наша Украина – Народная самооборона» (НУНС, 14,15%), КПУ (5,39%) и Блок Литвина (3,96%). В результате длительных переговоров между прошедшими в Верховную Раду политическими силами, парламентское большинство было сформировано фракциями НУНС и БЮТ. В последние дни 2007 г. сама Юля Тимошенко стала премьер-министром Украины.

        Крайняя политическая нестабильность и правовой нигилизм в политическом «мейнстриме» всегда является благоприятным фоном для развития маргинальных радикальных групп «на обочине» политического процесса. Бурный рост переживает агрессивная молодежная субкультура скинхедов (бритоголовых расистов) и связанная с ней, но гораздо более многочисленная субкультура футбольных болельщиков. К сожалению, в 2007г. было зафиксировано рекордное количество преступлений на почве ненависти, связанных с насилием («волна» расистских нападений началась, насколько можно судить по имеющейся информации, с конца осени 2006г.). Правда, несправедливо было бы обвинять власть в бездействии; в минувшем году произошел некоторый «сдвиг», и власти стали активнее реагировать на проявления ксенофобии.

        Обострилась этнополитическая ситуация в Автономной республике Крым (АРК). Интеграция в украинское общество репатриантов из числа депортированных в 1944г. крымских татар и их потомков осложняется многочисленными проблемами, в первую очередь – земельной. Хотя большая часть трудностей крымскотатарских репатриантов лежит в социально-экономической сфере, а конфликты с властями и окружающим населением вызваны в первую очередь земельными спорами, необходимо отметить, что сегодня важную негативную роль в происходящих на территории полуострова процессах играет ксенофобия со стороны доминирующего славянского населения. К сожалению, можно говорить о целенаправленной антитатарской и исламофобской информационной кампании. К концу 2007г. дело дошло до массовых столкновений, в том числе с применением огнестрельного оружия в отношении татар.

        Антисемитизм в политике. Выборы в Верховную раду Украины – 2007

        Давно подмечена закономерность: избирательные кампании в Украине всегда сопровождаются большим или меньшим увеличением количества антисемитской пропаганды. Хотя избирательная кампания – 2007 была короткой и «скомканной», она не стала исключением. Однако бросаются в глаза и ее отличия, например, от кампании 2006г.

        В 2007 г. единственной праворадикальной политическая сила, принявшая участие в выборах – это этнонационалистическое Всеукраинское объединение (ВО) «Свобода» во главе с бывшим народным депутатом, а ныне депутатом Львовского областного совета Олегом Тягныбоком. О.Тягныбок печально известен своими публичными ксенофобскими (в том числе, антисемитскими) выступлениями предыдущих лет. В избирательной программе и агитационных материалах ВО «Свобода» отстаивало расистский принцип национально-пропорционального представительства. По результатам голосования. «Свобода» завоевала 0,76% голосов избирателей и тем самым улучшила свои результаты по сравнению с выборами 2006г. вдвое (тогда партия Тягныбока получила 0,36% голосов избирателей). По всей видимости, улучшение результатов «Свободы» объясняется отсутствием в избирательном бюллетене – 2007 конкурентов на национал-радикальном поле (в выборах 2006г. принимали участие также праворадикальные Украинская национальная ассамблея и Народный рух Украины за единство, антисемитская Украинская консервативная партия, Блок беспартийных «Солнце» с религиозно-мессианской риторикой). В силу этого, и общий объем антисемитской пропаганды в ходе избирательной кампании был в 2007г. на порядок меньше, чем в предыдущем (когда основную массу антисемитской агитационной продукции распространяла связанная с Межрегиональной академией управления персоналом (МАУП; подробнее о ее деятельности см. ниже) Украинская консервативная партия (досрочные выборы 2007г. партия призвала бойкотировать).

        Правда, в ходе кампании фиксировались случаи антисемитской агитации, связанные с другими политическими силами, однако они не носили системного характера и скорее были связаны с конкретными личностями. В качестве единственного, на наш взгляд, заслуживающего внимание случая, можно упомянуть факт издания и распространения в Кировограде избирательным блоком Людмилы Супурн «Украинский региональный актив» (УРА) тиражом 20 000 экземпляров брошюры Владимира Ярошенко «Украина в планах сионизма». Издание смело можно назвать антисемитским; оно содержит массу изложенных в резких выражениях обвинений в адрес еврейского народа. В.Ярошенко – заведующий кафедрой кировоградского филиала МАУП, кандидат в депутаты от блока «УРА». Факт довольно странный, с учетом того, что ранее Л.Супрун выступала с критикой антисемитской деятельности МАУП. В данном случае, насколько можно судить, речь идет о сотрудничестве исключительно на региональном уровне, объясняемом какими-то личными контактами и связями.

        Помимо прямой, «лобовой» антисемитской пропаганды в ходе кампании фиксировались случаи косвенного использования антисемитских мотивов для дискредитации политических противников. На последнем этапе избирательной кампании оппонентами БЮТ была инициирована массированная кампания по дискредитации ее лидера. В ходе этой кампании эксплуатировались и антисемитские нотки. Разные агитационные (вернее, контрпропагандистские, относящие к жанру т.н. «черного пиара») материалы эксплуатировали, по всей видимости, мнимое еврейское происхождение Юлии Владимировны. Так, одна листовка распространялась якобы от имени Главного раввина Украины Дов Блайха. В тексте фальшивки содержался призыв голосовать за Блок Юлии Тимошенко потому, что лидер блока – еврейка, а в списке кандидатов в народные депутаты тоже немало евреев (Иосиф Винский, Александр Фельдман...). Очевидно, по мысли авторов листовки, она должна была оттолкнуть от БЮТ националистический электорат. Другой пример из этого же ряда – газета «Политик», первый (и единственный) выпуск которой целиком был посвящен дискредитации Юлии Тимошенко. Газета была издана тиражом 500,000 экземпляров и распространялась бесплатно. Читателям в псевдокорректной форме сразу же сообщали, что дедушка лидера блока своего имени – еврей. Основная статья в газете была пасквилем, прозрачно намекавшим, что путь в большую политику Юлия Владимировна проложила через сексуальные отношения с влиятельными покровителями, в частности – с Павлом Лазаренко. Автор материала задает риторический вопрос: «зачем тогда всесильному политику нужна была Тимошенко?», и сам отвечает: «общеизвестно, что дочери народа Израилева еще с библейских времен славились пусть и быстроувядающей, но блистательной красотой, умением угодить мужчине-хозяину, мастерством и воображением в интимных отношениях»... Тем самым, с одной стороны, авторы издания стремились сформировать негативный образ политика, настойчиво указывая на его мнимое еврейское происхождение, и беззастенчиво эксплуатируя нелепые и оскорбительные этностереотипы на грани непристойности, с другой – косвенно (в качестве «побочного эффекта») оскорбляли весь народ, к которому причисляли столь негативно характеризируемого персонажа, и создавали негативный образ всей общности.

        К сожалению, нам не удалось выяснить, штаб какой из политических сил проводил столь некорректную контрпропагандистскую кампанию, направленную против Юлии Тимошенко. Представляется важным, что, судя по результатам голосования, электорат оказался устойчив к ухищрениям нещепетильных политтехнологов.

        Подводя итог, можно сказать, что политические силы, идеология которых включает антисемитизм, не пользовались популярностью у избирателей; элементы антисемитизма использовались в политтехнологических кампаниях, однако эффекта от этих кампаний заметно не было.

        Антисемитская пропаганда. Роль МАУП. Противодействие антисемитской пропаганде

        В 2007 г., как и все последние годы, ведущим (если вообще не единственным заметным) центром по производству антисемитской пропаганды является МАУП и связанная с ней УКП. В течение всего полугодия на страницах печатных органов Академии и партии (газеты «Информационный бюллетень», «Украинская газета плюс», «За вильну Украину», «За украинскую Украину», «Персонал плюс»; журнал «Персонал»), практическим в каждом номере каждого издания продолжали публиковаться радикальные антисемитские материалы (несколько выдается из общего ряда только молодежная газета «Украинский лидер», в которой антисемитские материалы появляются реже). Все газеты и журнал МАУП выпускаются на украинском языке (в журнале «Персонал» также есть саммари основных статей на русском английском, арабском и китайском языках). По подсчетам Семена Авербуха, по состоянию на начало 2007г. совокупный заявленный тираж изданий МАУП составляет 200 тыс.экз. Ведущим в печатном «медиа-холдинге» МАУП-УКП является еженедельник «Персонал Плюс», тираж которого, согласно заявленным данным, составляет 104 тыс.экз.

        В общей сложности, по подсчетам Владимира Миндлина, осуществляющего мониторинг пропаганды антисемитизма в центральных печатных СМИ Украины, в 2007г. было зафиксировано 542 антисемитские публикации. Безусловно, мониторинг охватывает далеко не все издания, что понятно, поскольку уследить за огромным количеством украинских газет (например, региональных, партийных, религиозных, а также агитационных в период выборов и т.п.) невозможно. Поэтому вряд ли его результаты стоит интерпретировать как точное количество антисемитских статей, опубликованных в украинских СМИ за отчетный период. Но эти данные представляют для нас безусловную ценность, поскольку дают возможность сравнения с аналогичными показателями предыдущих лет (так же по подсчетам В.Миндлина).

        Итак, в 2006 г. было зафиксировано 676 антисемитских публикаций; в 2005 г. – 661 публикация, в 2004 г. – 379 публикаций. В 2003 г. их насчитали 258 (в основном в трех изданиях), в 2002 г. – 179 (в основном в двух изданиях). В 2001 году подобных материалов было зафиксировано чуть больше ста, в 2000 – сто пятьдесят, в 1999 – более двухсот, в 1998 – двести шестьдесят, в 1997 – сто пятьдесят, в 1996–1994 в пределах двухсот, в 1993–1992 – в пределах трехсот.

        Как можно интерпретировать эту динамику?

        После большого количества антисемитских публикаций начала 1990-х гг., объясняемого всплеском национальных чувств в связи с обретением независимости, с середины 1990-х гг. в целом мы наблюдали спад количества антисемитских публикаций. Небольшой всплеск 1998–1999гг. объясняется проходившими парламентскими и президентскими избирательными кампаниями. Важно отметить также, что в конце 1990-х – начале 2000-х гг. антисемитские материалы публиковались в основном в маргинальных малотиражных изданиях.

        С 2002 г. начинается новый этап, характеризующийся резким увеличением масштабов антисемитской пропаганды. Колоссальный рост количества антисемитских публикаций в последние пять лет вызван деятельностью МАУП. Подавляющее большинство антисемитских материалов (а это не только пресса, но и книги, публичные выступления и т.п.) связаны сегодня с одной организацией. Собственно, в этой ситуации сложно говорить о каких-то «процессах» или «тенденциях». Это уникальное явление заставляет исследователей говорить об искусственном характере украинского антисемитизма.

        В 2002 – 2005 гг. количество антисемитских материалов каждый год увеличивалось в 1,5–2 раза, на первый план вышли издания с тиражами в десятки или даже сотни тысяч экземпляров. Однако, несмотря на парламентскую кампанию (а также несмотря на войну Израиля против Хезболлы в Ливане), в 2006г. количество антисемитских публикаций возросло относительно 2005г. совсем незначительно. Тенденция к удвоению антиеврейской пропаганды, наметившаяся в предшествующие годы, в 2006 г. сошла на нет. Поскольку основной массив антисемитской продукции производит МАУП, высказывались предположения, что Академия просто достигла наконец «потолка» своих возможностей (скорее всего, финансовых), и была не в состоянии наращивать далее объем пропаганды.

        Далее, в 2007 г., впервые с 2002г., было зафиксировано уменьшения объема антисемитской пропаганды, причем более подробный анализ показывает уменьшение количества публикаций на протяжении всего года, и особенно резкий спад с осени 2007 г. (183 публикации в течение первого квартала года, 137 – во время второго, 147 в третьем квартале, когда проходили выборы в Верховную раду, и 75 – в четвертом). По имеющимся данным, осенью 2007 г. руководство Академии предприняло сознательную, пусть и не вполне последовательную и успешную, попытку «снижения оборотов» собственной антисемитской кампании. Пока рано говорить о «завершении эпохи МАУП» в украинском антисемитизме; однако тенденция к уменьшению объемов пропаганды продолжилась и в начале 2008 г.

        Тем не менее, на сегодняшний день МАУП продолжается оставаться основным центром изготовления антисемитской продукции в Украине, и в силу этого заслуживает особого рассмотрения.

        Академия – крупнейший частный вуз страны она имеет десятки филиалов и структурных подразделений в разных регионах страны, где обучаются десятки тысяч студентов.

        Начиная с весны 2002 г. МАУП и ее президент Георгий Щекин развернули агрессивную пропаганду против сионизма и Государства Израиль, продолжающуюся по настоящее время и превратившуюся в самую громкую антисемитскую кампанию в истории постсоветской Украины. Вернее, с 2002 г. начинается публичная антисемитская кампания МАУП в Украине. Впервые Г.Щекин выступил с докладом «антисионистского» содержания на конференции ООН по проблемам расизма в Дурбане (ЮАР) в сентябре 2001г. Видимо, на этом мероприятии, где тон задавали представители арабских стран при поддержке симпатизантов из Европы, Щекин наладил контакты с представителями иностранных антиизраильских структур, и с 2002г. развернул агитацию в Украине. Причины щекинской антисемитской кампании, скорее всего, лежат в финансовой области. Наблюдатели отмечали совпадение между первыми появлениями «антисионистской» агитации на страницах «Персонала» и установлением тесных контактов между руководством МАУПа и некоторыми арабскими организациями и государствами. В Академии был открыт Украинско-арабский институт международных отношений им. Аверроэса, резко выросла численность студентов из ближневосточных мусульманских стран. Среди спонсоров-партнеров МАУП называют посольства Ливии и Ирана, представительство Палестинской автономии и несколько негосударственных арабских организаций.

        МАУПовская пропаганда представляет собой синтез непривычного на постсоветском пространстве европейского «нового антисемитизма» и традиционной ультра-националистической юдофобии. Фактически, благодаря МАУП Украина становится участником всемирной антиизраильской кампании последних нескольких лет, в рамках которой антисионистская риторика легитимирует антисемитизм, делает его «нормальной», допустимой частью общественного дискурса. Опасность этого явления нельзя недооценивать.

        Авторы изданий МАУПа призывают к борьбе против сионизма, отождествляемого ими с нацизмом и представляемого в виде угрозы всему человечеству. При этом аргументы, «разоблачающие» сионизм, черпаются из арсенала самых оголтелых антисемитов. Антиеврейские публикации в большом количестве можно найти в каждом номере «Персонала» и других периодических изданий МАУПа. Кроме того, постоянно выходят новые антисемитские книги, оригинальные и переводные. Связанные с Академией антисемитские структуры открыли ряд сайтов в Интернете. Кроме того, МАУП налаживает связи с зарубежными антисемитами (российскими, ближневосточными, западными, например, с одним из лидеров американских расистов Дэвидом Дюком), устраивает конференции, «круглые столы» и т.п. В самой Академии и вокруг нее сформировался круг пропагандистов, специализирующихся на антисемитской тематике.

        Все попытки призвать прокуратуру и иные органы государственной власти к реальным действиям, направленным на пресечение оголтелой антисемитской пропаганды со стороны МАУП были безуспешными. Попытки дать МАУПовской продукции юридическую оценку наталкиваются на трудности, вызванные формулировками закона. Так, согласно Закону «О печатных средствах массовой информации», единственная возможная реакция государственных органов на публикацию материалов, разжигающих межнациональную рознь – это прекращение выхода СМИ. (Этой юридической нормой руководствовался в начале 2004г. Шевченковский районный суд г. Киева, признавший публикации в газете «Сельские вести» разжигающими межнациональную вражду и закрывший газету.) Однако, разжигание межнациональной вражды – это уголовное преступление, и строго говоря, публикация может считаться «разжигающей» только после вынесения соответствующего приговора суда по уголовному делу. (В свою очередь, эта логика позволила в конце 2004г. Апелляционному суду г.Киева отменить решение Шевченковского райсуда о закрытии «Сельских вестей». В 2005г. Верховный суд подтвердил решение Апелляционного суда.) При этом, статья 161 УК о «разжигании национальной, расовой или религиозной вражды и ненависти» начинается словами «умышленные действия, направленные на разжигание...». Таким образом, для вынесения приговора обвинению необходимо доказать умысел, а это практически невозможно.

        Тем не менее, в конце 2007 г. стало известно о попытках возбуждения уголовного дела по ст.161 УК Украины против пропагандистов антисемитизма (в частности, в отношении издателя одесской газеты «Наше дело» по факту публикации статьи «Лучшего из гоев убей»); о результатах говорить пока рано. По нашему мнению, в сложившейся юридической ситуации практически невозможно привлечь к ответственности за публикацию как антисемитских, так и любых иных ксенофобских материалов. Изменить положение может только усовершенствование законодательной базы. Можно ожидать, что в ближайшее время законодательство будет изменено: уже в начале 2008г. стало известно, что Геннадий Москаль, депутат Верховной рады, представляющий фракцию НУНС, разработал направленный на противодействие ксенофобии законопроект, который был внесен в парламент от имени президента Украины. В частности, предполагается, что разработанные изменения в законодательство должны облегчить применение Уголовного кодекса против пропагандистов ксенофобии.

        Антисемитизм в массовом сознании. «Шкала Богардуса»

        В социологии существуют различные методы для оценки степени распространенности ксенофобии в обществе. Украинские исследователи чаще всего пользуются т.н. «шкалой Богардуса», которая позволяет судить о социальной дистанции между различными группами населения. С ее помощью измеряется установка человека по отношению к представителям других этнических групп, точнее, психологическая готовность к сближению или, наоборот, к отторжению людей иного этнического происхождения, независимо от их личностных качеств и особенностей. Ответ респондента на вопрос о том, в каком качестве он согласен допустить представителей другого этноса (в качестве членов семьи, близких друзей, соседей, коллег по работе, и т.п.) позволяет определить социальную дистанцию, которую он хотел бы сохранить между собой и данной группой. Сумма различных ответов образует некоторую оценку по семибалльной шкале, среднестатистическую по отношению к той или иной группе (индекс социальной дистанции). Чем больше получившаяся цифра, тем ниже в обществе уровень толерантности к этой группе.

        Последний подобный опрос был проведен в конце 2007г. Киевским международным институтом социологии (КМИС). Согласно данным КМИС, индекс социальной дистанции в отношении евреев в Украине вырос с 3,63 в 1994г. до 4,6 в 2007г. Особое беспокойство в этом контексте при анализе результатов исследования вызывает тот факт, что антисемитизму все больше подвержена молодежь.

        Данные опросом КМИС выглядят довольно пессимистично, однако надо корректно интерпретировать результаты исследований по шкале Богардуса. Строго говоря, о результатах этих исследований вообще проблематично говорить в терминах «толерантность», «ксенофобия» и «антисемитизм». Эта шкала определяет именно что – и только – социальную дистанцию. Шкала Богардуса была разработана еще в 1930-х гг., и в первую очередь измеряет степень интеграции в общество (что б не сказать – ассимиляции) этнических меньшинств, и вряд ли оправданно пытаться покрыть этой шкалой все многообразие межэтнических отношений. Поэтому особо осторожно стоит относиться к каким-то вырванным из контекста исследования точным утверждениям типа «столько-то процентов опрошенных не хотели бы видеть евреев среди граждан Украины». Последнее исследование КМИС, с учетом возможности сравнения с предыдущими, можно и нужно воспринимать как указание на небезопасные тенденции, требующее реакции. Дополнительных исследований требуют вопросы о причинах, обусловивших более интенсивный относительно уровня ксенофобии вообще рост конкретно антисемитизма в последние годы и столь поражающий рост антисемитизма среди молодежи.

        Кроме того, хотелось бы обратить внимание на социальный контекст. Видный социолог Наталья Панина (безвременно умершая в 2006г.) обращала внимание на высокий уровень социальной дистанции в целом, характерный для Украины. Мне кажется, что для постсоветского общества это естественно, в т.ч. естественна и «негативная» динамика за последние 10-15 лет. В условиях крушения советской модели социума повышается роль этнической идентичности, и это нормально. Одновременно укрепляются и границы между общностями, и вместе с ними – растет социальная дистанция. Растет и роль религиозной идентичности, мешающей наиболее близким контактам (в т.ч. – бракам) между представителями разных этноконфессиональных групп. Это естественный в постсоветских условиях процесс, вряд ли его стоит отождествлять с ростом ксенофобии... Вслед за Натальей Паниной отметим, что население Украины по своим социально-психологическим установкам в сфере межнациональных отношений представляет достаточно неоднородный этнический контингент, что, видимо, необходимо учитывать не только в дальнейших научных исследованиях, но и при принятии политических решений в проведении социальной политики.

        Наконец, несмотря на динамику последних лет, ситуация с отношением к евреям не хуже, чем со многими другими этническими группами, а гораздо лучше. Евреи находятся в наиболее благоприятном положении по сравнению с другими этническими группам. Дистанция по отношению к евреям меньше, хоть чем по отношению к румынам или полякам, ни говоря уж о традиционных «лидерах» «рейтинга ксенофобии»: цыганах, выходцах с Кавказа и Юго-Восточной Азии, чернокожих. Согласно последнему опросу, почти догнали евреев только поляки – индекс социальной дистанции по отношению к этой группе составил 4,7.

        Антисемитские акции «прямого действия»

        Нападения

        В феврале в Житомире три бритоголовых молодых человека напали на раввина М.Бинштока. Раввина сбили с ног, разбили и забрали очки. Пострадавший был вынужден обратиться за медицинской помощью. Согласно информации из общины (август 2007), правоохранительные органы установили личности нападавших, однако они не были арестованы.

        10 марта в Житомире молодой ортодоксальный еврей-хасид в характерной одежде подвергся атаке со стороны хулиганов. Сначала к еврею подошли два подростка и обратились к нему по-русски, которого хасид не понимал. Тогда они начали бить еврея. К нападавшим присоединились еще два молодых человека. Пострадавший находился в Житомире в составе делегации израильских студентов, приехавшей по приглашению местного раввина. Сообщение о нападении было получено из Израиля; в житомирской еврейской общине ничего об инциденте не знают, и допускают, что, возможно, информация недостоверна или ошибочна.

        9 июля во дворе житомирской синагоги группа молодых людей совершила попытку нападения на главного раввина г.Житомира, Центральной и Западной Украины Шломо Вильгельма. Только активное вмешательство охранника синагоги и водителя позволили раввину избежать избиения (подростки кричали охраннику: «отдай нам этого жида, мы его убьем»). После отъезда раввина хулиганы еще подебоширили во дворе синагоги, пытались вломиться в помещение общежития для еврейских девочек по ул.М.Бердичевская, 7. Милиция приехала уже после того, как подростки скрылись.

        6 августа в Житомире неподалеку от синагоги произошло нападение на супружескую пару израильтян, Нохума Тамарина (директора житомирского филиала Федерации еврейских общин Украины) и Браху Тамарину (директор житомирского Махона (религиозного учебного заведения для девушек) «Хая Мушка»). Два короткостриженых молодых человека напали на супружескую пару сзади, нанесли несколько ударов по голове, сбили с ног. Один из нападавших ударил кулаком в лицо Браху, уже лежащую на земле. Скорую и милицию вызвал прохожий, и те, и другие приехали оперативно. Скорая доставила пострадавших в отделение челюстно-лицевой хирургии, где им была оказана помощь. Милиция активно ищет преступников, и склонна связывать этот эпизод с предыдущими.

        27 сентября произошло очередное нападение в Житомире. Четверо молодых людей подкараулили возле синагоги выходящего с вечерней молитвы гражданина Израиля Мендела Лихштейна. Нападение было стремительным и по характеру – подготовленным. Пострадавшему брызнули в лицо из газового баллончика, после нападения антисемиты скрылись.

        29 сентября в Черкассах группа молодых людей напала на трех израильтян, представителей Хабада (р. Иосефа Рафаэлова и двух его помощников, студентов иешивы), приехавших помогать местной общине в проведении праздника Суккот. Нападавшие подкараулили жертв по дороге в синагогу. Повалив, били ногами.

        30 сентября в Севастополе, на дороге в синагогу, произошло нападение на раввина Беньямина Вольфа. Когда раввин переходил дорогу, гость Севастополя, постоянно проживающий в Днепропетровске, стоявший на перекрестке в компании случайных собутыльников, закричал: «О, вампир идет! Вы ж кровь пьете!», и набросился на еврея. Севастопольцы пытались удержать дебошира, однако он ударил раввина и убежал. Р.Вольф получил легкие телесные повреждения (разбито лицо, одежда залита кровью). Личность нападавшего было оперативно установлена.

        В этом перечне нет случаев насилия, совершенных в отношении евреев, если у нас нет основания подозревать, что преступление носило идеологический антисемитский характер. К таким случаем относится трагическое событие в Херсоне, где была убита еврейская школьница Виктория Дарда.

        Вандализм

        В качестве актов вандализма в рамках мониторинга расцениваются действия самого разного характера, совершенные в отношении надгробий на кладбищах и зданий, в которых расположены еврейские организации. К этой категории относятся и разрушения, и поджоги, и граффити, содержащие антисемитские высказывания и/или нацистскую символику (граффити мы учитывали только в том случае, если они были нанесены непосредственно на здании, маркируемом в качестве «еврейского».

        2 января неизвестные нарисовали свастику на фасаде здания Харьковского общинно-благотворительного фонда «Еврейский культурный центр Бейт Дан».

        9 января неизвестные разбили мемориальную доску памяти жертв Холокоста на здании завода «Электротерм» в Харькове. Также неизвестные вандалы нарисовали две свастики рядом с плитой. До войны в этом здании работала синагога. После оккупации города в 1941 г. нацисты собрали здесь пожилых и больных евреев, которые были не в состоянии сами дойти до Дробицкого яра – места массовых расстрелов. Большинство согнанных в здание евреев там же и погибли.

        15 января в Мариуполе были обнаружены антисемитские надписи на заборе и фасаде здания нефункционирующей в настоящее время Хоральной синагоги.

        17 февраля вандалы разбили или повалили 41 надгробье на Лукьяновском военном кладбище в Киеве и разбили застекленную табличку на памятнике «Менора» в Бабьем Яре. Уголовное дело было возбуждено по двум статьям Уголовного кодекса Украины («злостное хулиганство» и «надругательство над могилами»). 20 февраля предполагаемые вандалы были задержаны. Ими оказались 14-летний девятиклассник 139-й столичной школы Ярослав Гавриш и 16-летний учащийся ПТУ водного транспорта Денис Майков. По словам задержанных, погром на кладбище они устроили потому, что «на памятниках нет крестов, стало быть, там лежат жиды». Менору юные антисемиты назвали «жидовским кактусом».

        18 февраля с помощью трафарета неизвестные вандалы нанесли свастики на 302 надгробия на Третьем еврейском кладбище в Одессе. Одновременно антисемиты осквернили памятную доску врачу Леону Пинскеру в центре города и мемориал жертвам нацизма. Под монументом антисемиты оставили надпись «Поздравляем с Холокостом». 12 марта были задержаны подозреваемые в этом преступлении – два 25-летних неработающих одессита и 20-летний учащийся одного из одесских ПТУ. Они утверждали, что «просто хотели посмотреть на реакцию общества». 10 августа Малиновский суд Одессы вынес вандалам приговор. Все трое подсудимых были признаны виновными в осквернении могил. Суд исключил из обвинения статью «разжигание межнациональной розни». Два вандала были приговорены к двум годам лишения свободы, третий был осужден на такой же срок, но условно (с отсрочкой исполнения приговора на год). Кроме того, преступники должны были выплатить стоимость проведения экспертизы – 15 169 гривен.

        7 марта стало известно одновременно об актах вандализма сразу в двух украинских городах – Бердичеве (Житомирская область) и Александрии (Кировоградская область). В Александрии на памятнике жертвам Холокоста черной краской была нарисована свастика, аббревиатура «УПА» (Украинская повстанческая армия) и «СС» (в виде сдвоенной руны «зиг»).

        20 марта стало известно об акте вандализма в Калуше (Ивано-Франковская область). Неизвестные вандалы нарисовали свастику и повредили мемориал памяти жертв Холокоста на еврейском кладбище. Кроме того, была украдена мраморная плита и повреждена ограда мемориала.

        12 апреля неизвестные злоумышленники осуществили акт вандализма на старом еврейском кладбище в Черновцах. Большинство пострадавших надгробий (около семидесяти) были сброшены со своих мест, три памятника были разбиты.

        27 апреля в Хмельницком был поврежден памятник на месте братской могилы, в которой похоронены 8 000 евреев, убитых нацистами во время Второй мировой войны. Неизвестные вандалы отломали от памятника мемориальную доску и разбили ее.

        3 мая неизвестные вандалы закидали черной краской здание синагоги в Днепропетровске.

        В мае Харькове неизвестные подожгли выставку, организованную Еврейским агентством (Сохнут) на День независимости Государства Израиль и День Иерусалима. Организаторы не убрали подожженные экспонаты и оставили их на показ многочисленным посетителям.

        23 мая стало известно об акте вандализма на еврейском кладбище в Чернигове. Девятнадцать надгробных памятников были разбиты и повалены. Подозреваемый в совершении этого преступления был задержан. Правоохранительные органы отрицают идеологический характер преступления. Уголовное дело было возбуждено по ст. 297 УК Украины («надругательство над захоронениями»).

        17 августа во время послеполуденной молитвы «Минха» в здание старой синагоги в Житомире ворвался неизвестный молодой человек, сломал одно из окон и выбежал наружу. Габай синагоги попытался догнать хулигана, но тот скрылся. Милиция приехала оперативно, но не смогла задержать антисемита по горячим следам.

        10 сентября стало известно, что на стене еврейской школы «Алеф» системы ОРТ в Запорожье были написаны антисемитские лозунги типа «Смерть жидам!» и «Жиды, убирайтесь!».

        12 сентября был осквернен памятный знак жертвам Холокоста в Александрии (в этом году уже подвергавшийся вандализму). Неизвестные антисемиты нарисовали на нем свастики и лозунг «Смерть жидам!». 1 октября стало известно, что подозреваемый в этом преступлении был задержан. Им оказался 16-летний ученик профтехучилища.

        6 октября неизвестные злоумышленники подожгли дом посланн

        Наверх

         
        Facebook извинился за антисемитскую рекламу
        25.09.2017, Антисемитизм
        Германия официально приняла международное определение антисемитизма
        25.09.2017, Антисемитизм
        Участника восстания в Варшавском гетто возмутила публикация его любовных писем
        25.09.2017, Израиль
        Константин Хабенский дебютировал в роли режиссера
        25.09.2017, Культура
        Почта Литвы выпустила почтовую марку, посвященную истории и культуре литваков
        25.09.2017, Евреи и общество
        Вице-президент США назвал СПЧ ООН форумом антисемитов
        25.09.2017, Мир и Израиль
        Во Франции приговорены к условным срокам подростки, разгромившие еврейское кладбище
        25.09.2017, Антисемитизм
        Мексика: обнаружено тело погибшего еврея
        25.09.2017, Мир и Израиль
        В Иерусалиме здание размалевали свастикой
        25.09.2017, Антисемитизм
        Президент Украины поздравил евреев Украины с праздником Рош а-Шана
        21.09.2017, Евреи и общество
        Все новости rss