Антисемитизм на постсоветском пространстве: обзор (2009–2010 гг.). Ч.1.
рус   |   eng
Найти
Вход   Регистрация
Помощь |  RSS |  Подписка
О Конгрессе Новости Конгресса Читальный зал
    Еврейские новости Деятельность
    Аналитика
      Лидеры Мониторинг ксенофобии Контакты

        Аналитика

        Антисемитизм на постсоветском пространстве: обзор (2009–2010 гг.). Ч.1.

        Антисемитский плакат на ограждении «Белого дома» в Бишкеке, апрель 2010.

        Антисемитизм на постсоветском пространстве: обзор (2009–2010 гг.). Ч.1.

        24.11.2010, Ксенофобия и антисемитизм

        Особенности антисемитизма в бывшем СССР:
        предварительные общие замечания
        Проявления антисемитизма на постсоветском пространстве имеют ряд значительных отличий от ситуации как на западе, так и на востоке. Если, упрощая, попробовать охарактеризовать ситуацию в целом, то можно сказать, что антисемитизм в странах региона носит традиционный, несколько архаический и рудиментарный характер, сохраняясь скорее в виде негативных стереотипов массового сознания (иногда – религиозных, иногда – унаследованных от советской пропаганды) на бытовом уровне, чем в виде гибкой, умело приспосабливающейся к изменяющимся реалиям идеологии, обладающей значительным мобилизационным потенциалом. К сожалению, как известно, в последние десять лет ложно понимаемая солидарность с палестинскими мусульманами стараниями исламистов становится идеологическим базисом для радикальной антисемитской пропаганды или даже криминальной деятельности для части населения некоторых мусульманских стран, а также для многих представителей народов, исповедующих ислам, в диаспоре по всему миру. Однако антиизраильская риторика не мобилизует так же эффективно постсоветских мусульман, в силу ряда причин, в частности, вследствие различия в менталитете постсоветских мусульман и их ближневосточных и западных единоверцев, а также из-за отсутствия сколько-нибудь значимого числа выходцев из Ближнего Востока в постсоветской умме. Левый и лево-либеральный антисионизм (часто неотделимый от т.н. «нового антисемитизма»), широко распространившийся в последние годы среди интеллектуальной элиты западных стран, так и не приобрел заметного влияния среди постсоветской молодежи и интеллигенции.
        Таким образом, в качестве минимально необходимого предварительного замечания, можно констатировать, что в целом постсоветский антисемитизм сохранил свою уникальность, не «втянувшись» полноценно ни в контекст европейского «нового антисемитизма» (в случае европейских республик бывшего СССР), ни в зону притяжения антиеврейской риторики, свойственно исламско-фундаменталистским соседям (в случае новых государств с преимущественно мусульманским населением).
        Этот фактор обусловил устойчивость стран бывшего СССР к волнам проявлений «нового антисемитизма», которые захлестывают мир начиная с «интифады аль-Акса» осени 2000 года и заканчивая реакцией на события вокруг т.н. «Флотилии свбоды» в мае 2010 г. (см. посвященный этому специальный обзор).
        В отличие от многих западных (восточных, впрочем, тоже) стран, в постсоветских государствах общество (и элиты, и большинство населения) скорее симпатизируют Израилю и склонны поддерживать его в конфликте с исламскими радикалами. Во-первых, антиизраильские стереотипы часто воспринимаются как признак коммунистических взглядов, устаревших и дискредитированных в глазах большинства населения. Антисионизм вызывает отторжение как пережиток советской внешней политики и пропаганды. Молодое поколение в массе своей не придерживается левых взглядов, и некоторые явления, заметные во многих странах Запада (широкое распространение интеллектуального антисемитизма в студенческих городках, антиизраильские лозунги в ходе молодежных антиглобалистских выступлений и т.п.), отсутствуют. Во-вторых, более миллиона репатриантов, выехавших в Израиль из бывшего Советского Союза, в значительной части – интеллигенция и высококвалифицированные специалисты, поддерживают контакты со своими друзьями и коллегами в «странах Исхода», что обуславливает распределение симпатий, например, в средствах массовой информации при освещении арабо-израильского конфликта. Этот фактор приобретает все большее значение в связи с широким распространением Интернета и новых технологий передачи информации. Наконец, как уже было сказано, не столь многочисленны и влиятельны, как на Западе, группы выходцев из арабских стран и в первую очередь, собственно из Палестины. Мусульманское население постсоветского пространства – не арабы, а тюрки, представители северокавказских этносов и таджики, поэтому механизмы панарабской солидарности на этом пространстве не работают (хотя панисламская солидарность имеет место, религиозная форма солидарности в современном секуляризованном мире обладает гораздо более сильным мобилизующим эффектом, нежели языковая и этническая).
        Однако следует отметить, что в будущем ситуация может измениться. В некоторых постсоветских странах внешнеполитический контекст стимулирует развитие антиизраильских тенденций. Поиск моделей внешнеполитической реализации интересов постсоветских стран в последние годы все больше ведет некоторые постоветские страны к союзу с откровенными противниками Израиля, в первую очередь – с Ираном, а также с некоторыми другими (от Венесуэлы до псевдогосударственного режима ХАМАСа в Газе). Эта тенденция проявляется как в некоторых европейских странах бывшего СССР, так и в государствах с преимущественно мусульманским населением.. В сочетании с внутренними процессами – «лайт-стайл» советской реставрации в России и постепенной интеграцией в мировое мусульманское информационное и культурное пространство для исламских стран – эта тенденция носит весьма серьезный характер.
        Кроме того, следует отметить, что во многих постсоветских странах усиление авторитарных тенденций во внутренней политике ведет к подавлению любой оппозиционной активности, в том числе праворадикальной (ультра-националистической и религиозно-фундаменталистской), что приводит к снижению объемов антисемитской пропаганды и количества фиксируемых актов антисемитизма. Однако в случае дестабилизации обстановки в стране активность антисемитов снова возрастает. По крайней мере отчасти об опасности подобных тенденций свидетельствуют события последнего года в Молдове и, в особенности, в Кыргызстане. Есть основания подозревать, что антисемитские инциденты могут произойти также в Азербайджане и Узбекистане в случае ослабления авторитарных режимов в этих странах, до сих пор жестко подавлявших исламистскую оппозицию.

         

        Азербайджан
        Основные проявления антисемитизма в республике в последние годы были связаны с активностью исламистов, связанных с радикальными проявлениями солидарности с палестинскими единоверцами (в первую очередь – в Газе), подстегиваемыми, с одной стороны, эволюцией внешне- и внутреннеполитической позиции умеренных исламистов, находящихся у власти в Турции (от которой во многом зависит позиция руководства Азербайджана,), и с другой стороны – попытками правящего в Иране политического режима влиять на население Азербайджана, используя факторы религиозной близости (как и мусульмане азербайджанцы, большинство персов – шииты) и этнических связей (в Иране проживает больше азербайджанцев, чем в самом Азербайджане).
        Катализатором для проявления антиизраильских чувств в республике, как и во многих других мусульманских странах, стали события вокруг т.н. «Флотилии свободы», кульминацией которых стали трагические обстоятельства остановки израильскими военными следующего в Газу под турецким флагом флагманского корабля «Мави Мармара» в ночь на 31 мая 2010 г. Под радикальными антиизриальскими и прямо антисемитскими лозунгами в Баку и некоторых других городах прошли антиизраильские выступления. В ряде случаев администрация не санкционировала митинги, а попытка проведения пикета возле посольства Израиля в Баку была пресечена полицией.
        Ранее, в 2008 г., в Азербайджане по подозрению в подготовке террористического акта в отношении израильского посольства и некоторых других объектов были задержаны четверо азербайджанцев и двое граждан Ливана (задержанных с поддельными иранскими паспортами). В октябре 2009 г. суд признал их виновными в подготовке террористического акта, а также в шпионаже и измене родине. Преступники были приговорены к лишению свободы сроком от 12 до 15 лет.
        Однако уже в августе 2010 г. осужденные ливанцы были освобождены в результате сделки между Баку и Тегераном – Иран в ответ освободил ранее задержанного азербайджанского ученого. Осенью 2010 г. террористы через Иран вернулись в Ливан, предварительно обещав не осуществлять более никакой деятельности на территории Азербайджана.

         

        Армения
        В целом положение еврейской общины в стране стабильное и безопасное, криминальные проявления антисемитизма носят исключительный характер, в последние годы значительно реже стали и ранее не слишком распространенные случаи использования антисемитской риторики в СМИ и общественной жизни. Отчасти в связи с происходящим в последние годы сближением позиций Турции и Ирана во внешней политике, особенно в отношении палестино-израильского конфликта, симпатии армянского общества все в большей степени склоняются в пользу Израиля (хотя определенное иранское влияние на ситуацию в стране тоже ощущается в связи с особенностью армяно-иранских геополитических и экономических отношений).
        Единственным в последнее время вопиющим проявлениям антисемитизма, потрясшим еврейскую общину страны, было осквернение 19 октября 2010 г. ереванского мемориала жертвам Геноцида армян и Холокоста. Неизвестные антисемиты краской нанесли с помощью трафарета на мемориал призыв к уничтожению евреев на армянском языке и свастику. Следует отметить, что надпись была оперативно закрашена коммунальными властями. Было возбуждено уголовное дело (по статье «вандализм»), однако виновные не были установлены.
        Памятник, символизирующий страдания еврейского и армянского народов, подвергшихся геноциду, был установлен 27 октября 2006 г. на Кольцевом бульваре Еревана. Постамент памяти жертв Холокоста, находившийся на этом месте до установки памятника, как минимум пять раз становился объектом нападений вандалов. Преступники ни разу не были найдены.

         

        Беларусь
        Хотя тенденция к либерализации общественной жизни в Беларуси, начавшаяся в 2008–2009 гг., продолжилась и в 2010 г., стана по-прежнему остается практически единственным государством на постсоветском пространстве, почти полностью сохранившим все атрибуты бывшего советского строя. В национальной сфере наиболее существенной является политика, при которой власть мало оказывает поддержки малым народам для сохранения ими своей национальной самобытности и развития их традиций и культуры. В условиях централизации социальной и экономической жизни этот фактор приобретает большое значение.
        В общественной жизни остается достаточно зримой общая тенденциозная направленность в отношении к евреям. В научной, энциклопедической, справочной и учебной литературе подчас замалчивается история евреев Беларуси и трагедии Холокоста. В ряде городов (Минск, Могилев, Брест, Борисов) остро стоит вопрос возвращения еврейским общинам зданий, построенных когда-то на еврейские деньги и принадлежавших евреям. Ныне еврейские общественные и религиозные организации этих городов вынуждены брать помещения в аренду.
        Отмечается откровенно неуважительное отношение местных властей к сохранению евреями памятников национального наследия. Бывшие синагоги сносятся, и власти не считают нужным даже поставить еврейские общины в известность. Пример 2009 года – снос здания бывшей любанской синагоги, где в свое время работал один из крупнейших талмудистов ХХ века Моше Файнштейн. Касается эта тенденция и еврейских кладбищ. В свое время многие спортивные сооружения были построены на месте уничтоженных еврейских кладбищ (стадион «Динамо» в Минске, городские стадионы в Бресте, Гродно, Гомеле, бассейн в Пинске и др.). Однако в последнее время возникает необходимость реконструкции этих стадионов и расширения их территорий. Из земли извлекается значительное число человеческих останков, которые вывозятся на пустыри. Несмотря на многочисленные просьбы еврейских организаций, перезахоронение останков происходит без соблюдения еврейских национальных традиций. Та же ситуация складывается тогда, когда строительные работы ведутся на местах бывших кладбищ или мест массовых расстрелов.
        Криминальный антисемитизм в Беларуси подавлен «сверху», такие явления, как избиения и убийства евреев или поджоги синагог, отсутствуют. Единственным проявлением криминального антисемитизма остаются акты вандализма на еврейских кладбищах и мемориалах памяти жертв гитлеровского геноцида. Правоохранительные органы отказываются признавать подобные инциденты совершенными на почве антисемитизма (ст. 130 Уголовного кодекса), квалифицируя их как «Вандализм» или просто «Хулиганство». Например, в 2009 г. на здании, где размещена еврейская община Слуцка, была нарисована свастика в сопровождении с угрозами в адрес евреев. Уголовное дело было возбуждено по статье «хулиганство». Антисемитские граффити и акты вандализма в отношении мемориалов памяти жертв Холокоста фиксировались также в Витебске и Минске. В лесном массиве Степянки были на бывшей даче Лаврентия Цанавы антисемиты нанесли надпись «Убить Михоэлса» и изображение свастики и перечеркнутого маген-давида. Характер надписи свидетельствует, что ее авторам известна версия, по которой именно здесь 13 января 1948 г. был убит Соломон Михоэлс.
        Однако справедливости ради необходимо отметить, что в последние 3 года политика властных структур, поддержанная руководством православной епархии и силовыми ведомствами (КГБ, прокуратура, суд), привела к уходу со своих должностей целого ряда политиков, депутатов парламента, сотрудников СМИ, деятелей культуры, коммерсантов и др., многократно уличенных в пропаганде антисемитизма, муссировании антиеврейских мифов и разжигании национальной розни. Среди ушедших с общественной арены шовинистов (великодержавного русского толка) главный редактор журнала «Неман» Нина Чайка, редактор бюллетеня президента Республики Беларусь писатель Эдуард Скобелев, бывший парламентарий Сергей Костян, журналист газеты «Республика» Вячеслав Ростиков, и др. Правда, Э.Скобелев продолжает публиковать антисемитские материалы в российской шовинистической газете «Русский вестник».
        Прошедшие в 2008–2009 гг. судебные процессы привели к лишению издательской и торговой лицензий ЗАО «Христианская инициатива», к закрытию магазинов сети «Православная инициатива», занимающихся изданием и распространением антисемитской литературы.
        В этот же период в республике проходили суды над активистами неонацистских группировок РНЕ и скинхедов по обвинению в актах криминального антисемитизма (вандализм на еврейских кладбищах, угрозы в адрес еврейских активистов и т.д.).
        В течение последних полутора лет в республике мониторинг не отметил ни одного случая разжигания вражды к евреям в белорусских СМИ. Иудаизм в Беларуси является одной из четырех традиционных религий.

         

        Казахстан
        Еврейская община в стране проживает в безопасности, проявления антисемитизма в республике фиксируются крайней редко.
        Однако, в марте 2010 г. был зафиксирован акт вандализма в отношении нескольких еврейских надгробий на центральном кладбище Алматы. Надгробия были восстановлены за государственный счет, охрана кладбища усилилась.
        Предыдущий раз подобный инцидент был зафиксирован только в 2008 г., когда неизвестные злоумышленники на центральном кладбище разрушили часть мавзолея р. Леви-Ицхака, проникли внутрь и осквернили гробницу.

         

        Кыргызстан
        Ситуация с антисемитизмом в Кыргызстане заметно обострилась на фоне дестабилизации политической и социальной жизни в республике в последний год. Пожалуй, несмотря на небольшое количество евреев, проживающих в республике, именно в этой стране наиболее серьезно на настоящий момент обстоит ситуация с антисемитизмом по сравнению с другими постсоветскими государствами.
        В апреле 2010 г., в ходе беспорядков, приведших к отстранению от власти президента страны Курманбека Бакиева, антисемитские лозунги были одним из действенных средств мобилизации сторонников оппозиции (Максима Бакиева, сына свергнутого президента, связывали с якобы нечистыми на руку бизнесменами еврейского происхождения). Антипрезидентские демонстрации сопровождались антисемитскими плакатами и высказываниями активистов. 7 апреля, в разагр кровавых столкновений, на центральной площади Бишкека, на ограде местного «Белого дома», появился большой плакат с текстом «Грязным евреям и таким, как Максим [М. Бакиев – В.Л.] не место в Кыргызстане».
        В тот же день неизвестные бросили во двор и на крышу здания единственной в стране синагоги три бутылки с «коктейлем Молотова». Пожар был оперативно потушен с помощью жильцов соседних домов.
        Правление Еврейской общины Кыргызстана после этого происшествия направило письмо председателю Временного правительства Р. Отунбаевой, в котором перечислялись проявления антисемитизма последнего времени и содержалась просьба «обратить внимание на участившиеся случаи проявления антисемитизма и принять меры к обеспечению безопасности еврейской общины». В полученном из МВД Кыргызстана официальном ответе отмечалось, что упомянутый выше плакат появился во время массовых беспорядков и «это затрудняет выявление тех, кто его вывешивал». При этом утверждалось, что «своим содержанием лозунг не был направлен против еврейской нации». О попытке поджога синагоги в письме из МВД вообще не сказано ни слова. Разумеется, напавшие на синагогу преступники не были найдены.
        Следует подчеркнуть, что антисемитские инциденты, произошедшие во время революции, были вызваны не только ожесточением, связанным с уличными столкновениями, но и системной пропагандой, проводимой в последний год в республике. Можно вспомнить, например, что за месяц до переворота в Бишкеке вышла антисемитская книга «Азиатская дикая орхидея», автор выступил под псевдонимом Ева Али.
        Антисемитские инциденты не закончились после смены власти в стране.
        Вечером 9 сентября 2010 г., в канун празднования второго дня Рош а-Шана (еврейского Нового года), синагога стала объектом еще более серьезного нападения – неизвестные преступники бросили взрывное устройство через забор во двор. Под навесом во дворе были уже накрыты праздничные столы. Взрыв прогремел за полчаса до предполагавшегося начала застолья.
        Безоболочное самодельное взрывное устройство, брошенное во двор преступниками, было начинено поражающим элементом (болтами, гвоздями и другими подобными металлическими предметами). Только по счастливой случайности в момент взрыва рядом никого не оказалось и никто не пострадал. Последствия теракта были минимальными еще и потому, что бомба упала в небольшой бассейн, вырытый для хозяйственных нужд. В результате взрыва некоторые повреждения получило здание синагоги, в доме раввина выбили стекла. Уголовное дело было возбуждено по статье «терроризм». Как и после предыдущей атаки на синагогу, подозреваемые найдены не были.
        Правление еврейской общины направило в адрес Р.Отунбаевой новое письмо, в котором убедительно попросило встретиться с руководством общины, дать официальную оценку произошедшему теракту и взять под личный контроль расследование этого преступления. После этого место события посетил руководитель администрации президента Э. Каптагаев, давший несколько позднее официальный письменный ответ на письмо еврейской общины. В нем, как и ранее, утверждалось, что по результатам анализа полученных о взрыве данных, «прямые антисемитские настроения, а также мотивы возможного межконфессионального противостояния отсутствуют».
        Антисемитской риторикой сопровождается и проходящий в настоящее время судебный процесс в отношении бойцов спецназа и ОМОНа, открывших огонь по демонстрантами в апреле с.г. (поводом для антисемитских оскорблений является этническая принадлежность одного из адвокатов обвиняемых, М.Заумана).
        Напряженная обстановка вокруг еврейской общины страны сохраняется.
        Необходимо учитывать высокий уровень политического и межэтнического насилия в стране. Апрельские оппозиционные выступления сопровождались столкновениями с представителями правоохранительных органов, в результате которых были убиты и ранены многие участники с обеих сторон, а ранее в нападениях на журналистов и оппозиционных активистов обвинялись представители власти. Наконец, в июне 2010 г. межэтнические киргизо-узбекские столкновения на юге республики привели к сотням человеческих жертв.

         

        Литва
        Основной проблемой литовского общества в сфере антисемитизма остаются проблемы, связанные с исторической памятью и преступлениями периода Холокоста. По мнению многих наблюдателей, официальный Вильнюс делает недостаточно для установления и осуждения бывших нацистских преступников. Многие вопросы вызывает также стремление руководства страны уравнять трагедию Холокоста и преступления против населения республики периода советской оккупации. Широкий международный резонанс имеют попытки осудить за военные преступления участников антинацистского сопротивления, в частности – известного израильского историка Холокоста Ицхака Арада.
        В 2010 г. в стране было зафиксировано два антисемитских акта, направленных против синагог.
        Рано утром 21 апреля в местечке Швекшна Шилутского района Литвы на здании нефункционирующей синагоги неизвестные вывесили флаг со свастикой (по всей видимости, флаг был вывешен накануне, т.е. 20 апреля, в день рождения Гитлера).
        Другой инцидент имел гораздо больший общественный резонанс. 21 августа в Каунасе у синагоги была обнаружена свиная голова, к которой были приделаны пейсы, напоминающие пейсы, которые носят религиозные евреи.
        В обоих случаях антисемиты не были найдены.

         

        Молдова
        В силу дестабилизации политической и социальной ситуации в стране на фоне сопровождавшейся беспорядками смены власти и укрепления национал-демократических сил в республике в 2009 – 2010 гг. участились случаи проявлений антисемитизма, в частности, акты вандализма.
        В ночь с 1 на 2 марта 2009 г. неизвестные лица проникли в помещение синагоги в Бендерах и устроили там погром. Накануне на воротах еврейского кладбища серебристой краской кто-то изобразил цифру «14» (т.н. «14 слов Дэвида Лейна», зашифрованный неонацистский лозунг). 8 августа 2009 г. в Бельцах в микрорайоне «Дачия» неизвестные лица изобразили на стенах домов и заборах антисемитские надписи. 12 сентября 2009 г. в Бендерах был осквернен памятник жертвам Холокоста. 18 сентября 2009 г. несколько зданий столичного сектора Чеканы оказались заклеены плакатами, посвященными 110-й годовщине со дня рождения лидера «Железной гвардии» (румынской фашистской организации, действовавшей в 1920-х–1930-х гг.) Корнелиу Зеля Кодряну.
        В конце июня 2009 г. в селе Панашешты Страшенского района был избит руководитель еврейской общины при культурно-религиозном центре «Агудат Исраэль дер Молдова» раввин Исраэль Лившиц.
        13 декабря 2009 г. в самом центре Кишинева группа православных фундаменталистов, группирующихся вокруг Православного общества блаженной Матроны Московской и ориентированных на наиболее реакционное маргинальное крыло «диссидентов» Русской православной церкви (персонально – на извергнутого из сана бывшего епископа РПЦ Диомида), перевернули и разобрали на части установленную в честь праздника – Ханукию, организовав антисемитский митинг, который сопровождался оскорбительными выкриками и антисемитскими лозунгами. Инцидент имел огромный общественный резонанс.
        10 февраля 2010 г. в Кишиневе в центре города по улице Пушкина рядом с памятником жертвам Холокоста неизвестными были исписаны стены с призывами антисемитского характера. 21 февраля произошел акт вандализма на еврейском кладбище, были осквернены и разрушены могильные плиты. На ограждения кладбища было нанесено изображение фашисткой свастики.
        В марте 2010 г. публикации антисемитского характера появились на официальном сайте Православного общества блаженной Матроны Московской (впоследствии сайт был подвергнут радикальной переработке, с него были убраны все актуальные материалы). Тогда же, в марте 2010 г., группа агрессивной молодежи, собравшись, перед зданием израильского консульства, выкрикивала лозунги против благотворительного еврейского фонда «Дор леДор».
        15 марта 2010 года, во время попытки рейдерского захвата гостиницы «Chisinau», принадлежащей компании еврейских бизнесменов «First Hotel», группа лиц выкрикивала оскорбления антисемитского характера с призывами изгнать евреев из Молдовы, а также лозунги типа «Жиды, уходите из Сектора Газа!».
        Летом 2010 г., в продолжение указа и.о. президента республики Михаила Гимпу о том, что 28 июня – День советской оккупации Молдовы, городской глава Кишинева Д. Киртоакэ выступил с инициативой о создании Музея Холокоста и Музея советской оккупации. Еврейский конгресс Молдовы официально заявил по этому поводу, что не считает возможным проводить параллель между фашистским, человеконенавистническим режимом и тем общественным строем, которому сегодня пытаются приписать равновеликую ответственность за репрессии по отношению к собственному народу.
        Параллельно с этими событиями, и.о. президента М. Гимпу в парламенте Молдовы заявил депутату Олегу Рейдману, что тот «позорит еврейский народ», поскольку он (Гимпу) «знал евреев поумнее».
        Местный совет пригорода Кодру, входящего в состав г.Кишинева, 29 сентября 2010 г. принял решение назвать одну из улиц поселка именем фашистского диктатора и соратника Гитлера Иона Антонеску. Отметим, что подобное невозможно в соседней Румынии, руководство которой официально признало ответственность румынского диктатора за Холокост.
        12 сентября 2010 г. на фасаде здания синагоги в Кишиневе были нанесены фашистская символика и лозунги типа «Бессарабия – румынская земля!».
        В преддверии Хануки в конце 2010 г. община совместно с органами государственной власти предпринимают беспрецедентные меры безопасности, чтобы избежать инцидентов, подобных прошлогоднему. Православные радикалы уже заявили о намерении и в этом году воспрепятствовать установлению ханукии в центре Кишинева.
         

        ----

        Обзор подготовлен Вячеславом Лихачевым. При написании обзора использована информация Я.Басина, А.Гурвиц, М.Фазылова, С.Чарного, материалы Еврейского конгресса Молдовы и Исполнительной дирекции Еврейской общины Молдовы. Полная версия ежегодно выходящего под редакцией В.Лихачева доклада Евроазиатского еврейского конгресса «Антисемитизм на постсоветском пространстве, 2009 2010» в настоящее время находится в печати.

        Наверх

         
        Президент отказал Элиору Азарии в помиловании
        20.11.2017, Израиль
        HRW в Германии: Становится все опаснее публично демонстрировать, что ты еврей
        20.11.2017, Антисемитизм
        Фонд Анны Франк приобрел ee семейный дом в Амстердаме
        20.11.2017, Холокост
        Бывший госсекретарь США Джордж П. Шульц награжден за достижения и вклад в борьбу советских евреев за право на свободу
        20.11.2017, Евреи и общество
        Посол Израиля в Литве и журналист программы «Менора» получили награды
        20.11.2017, Евреи и общество
        Владимир Кличко стал лауреатом престижной немецкой премии BAMBI
        20.11.2017, Евреи и общество
        В Вильнюсе открыт музей Самуэля Бака
        17.11.2017, Культура
        «Камни преткновения» установлены во Франкфурте в память о Каролин Коэн и ее семье
        17.11.2017, Холокост
        Семья пережившего Холокост учредила творческий конкурс
        17.11.2017, Образование
        Судья Рут Гинзбург получит награду «Генезис» вместе с Натали Портман
        17.11.2017
        Все новости rss