Хорошо ли это для евреев?..Тени и волны
рус   |   eng
Найти
Вход   Регистрация
Помощь |  RSS |  Подписка
О Конгрессе Новости Конгресса Читальный зал
    Еврейские новости Деятельность
    Аналитика
      Лидеры Мониторинг ксенофобии Контакты

        Аналитика

        Хорошо ли это для евреев?..Тени и волны

        Хорошо ли это для евреев?..Тени и волны

        26.10.2016, Ксенофобия и антисемитизм

        Одну еврейскую бабушку как-то спросили, слышала ли она о войне между Англией и Францией? «Нет, – ответила старушка. И тут же переспросила, — Ис дос гут фар ди идн? А хорошо ли это для евреев?» На этот вечный еврейский вопрос отвечает применительно к современным событиям генеральный секретарь Евроазиатского еврейского конгресса Михаил ЧЛЕНОВ.

        Антисемитизм – явление, сопровождающее евреев на протяжении всей их истории. Тень, отбрасываемая еврейским народом, по горькому замечанию Эйнштейна. Антисемитизм многолик и многообразен, и в этом своем многообразии нередко доходит до абсурда. Последними яркими примерами такого абсурда являются принятые Исполнительным советом и Комитетом Всемирного наследия ЮНЕСКО резолюции, отказывающие евреям в историческом праве на Храмовую гору, Старый город и стены Иерусалима. По мнению большинства голосовавших, и Храмовая гора, и Старый город – исключительно мусульманское историческое наследие. Остается только развести руками. Скорее устало, чем удивленно.
        Еще до очередного вопля на весь мир вопиющих невежд и закоренелых антисемитов многократно звучало мнение, что ООН и ее институты себя изжили, что это организация бестолковая и бессмысленная. Позволим себе с этим не согласиться. Организация, где сходятся вместе представители двух сотен ныне существующих стран, – важная составляющая послевоенной эпохи. Существование ООН полезно, принципы, положенные в ее основание – данное пяти странам право «вето», баланс Генеральной ассамблеи и Совета безопасности и прочие – в большой мере помогли человечеству избегать Третьей мировой войны. Но это не означает, что коллективный голос неизменно является голосом разума. Пример – абсурдная история с отрицающей связь еврейского народа с Храмовой горой резолюцией института ООН, который ведает вопросами образования, науки и культуры.
        Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаниягу остроумно пригласил представителей ЮНЕСКО побывать у арки Тита в Риме и посмотреть, что именно выносят римские легионеры из разоренного ими Иерусалима. На барельефе 2000-летней давности среди трофеев, захваченных в разграбленном и уничтоженном Храме, – менора, древняя еврейская святыня, древний еврейский символ, а отнюдь не полумесяц, ставший символом появившегося столетия спустя ислама. Любой мало-мальски грамотный человек, если и не читал Библию, все же знает, что в этой важнейшей для миллиардов людей книге упоминаются имевшие место более двух тысяч лет назад непростые отношения Иисуса с еврейскими служителями еврейского Храма, существовавшее гораздо ранее царство Давида и Соломона со столицей в Иерусалиме, но нет ни слова об исламе. Что неудивительно, поскольку эта мировая религия появилась только в VII веке новой эры. Понятно, что дипломаты мусульманских стран и сочувствующие им, принимавшие участие в голосованиях по резолюциям, ходили в школу и с историей знакомы, но удовольствие потешить собственный зоологический антисемитизм пересилило нормы исторической осведомленности.
        Разумеется, цена всем подобным резолюциям – ноль, и едва ли они войдут в мировую историю, как серьезные документы. Но при этом они показывают сегодняшний расклад сил в ООН и ее разнообразных комитетах, где представители стран – злостных нарушителей прав человека плодят бесконечные документы, осуждающие Государство Израиль. При этом старательно не обращается внимание на чудовищные нарушения прав человека в других местах. Беда Израиля в том, что он – еврейское государство, и это вызывает неприятие и ненависть ряда стран третьего мира, которые враждуют друг с другом и истребляют сотни тысяч мирных граждан по причинам, слабо понятным окружающим. Но при этом они нуждаются в общем символическом враге, которого и находят в маленьком еврейском государстве. Тень еврейского народа следует за ним. Это плохо для евреев, но они это переживут.
        Еврейский характер Государства Израиль очевиден, но вызывает немало размышлений и дискуссий даже в еврейской среде. Когда в 1970-х годах началась более или менее заметная алия из бывшего СССР, большинство уезжавших имело об Израиле очень слабое представление, которое в немалой степени основывалось на материалах, вроде пресловутых резолюций ЮНЕСКО. Люди считали: раз могучая машина советской пропаганды клеймит Израиль по всем статьям, значит, действительность прямо противоположна, и там все замечательно.
        Как раз в те годы один немолодой человек, уехавший в Палестину еще в 1920-е, затем вернувшийся в СССР и отсидевший двадцать лет в лагерях, оставаясь большим израильским патриотом, рассказывал нескольким молодым евреям о еврейской стране. «Там строят дома не хуже чем тот, в котором мы сейчас!» – с гордостью воскликнул он. А сидели они в квартирке стандартной хрущобы. «Не может такого быть! – возмутились его собеседники. – Там все должно быть гораздо лучше!»
        Итак, люди уезжали с некоторым идеалистическим представлением о месте, куда они отправляются. И уже в то далекое время перед репатриантами вставал непростой вопрос: они уезжают из СССР с его антисемитизмом, нищетой и идеологическим диктатом или же они едут в Израиль. «Из» или «в»?.. Многие считали, что главное – просто вырваться. «Пора валить» – этот лозунг звучал уже тогда, правда, формулировался несколько иначе: «Ехать надо». Но вопрос «откуда-то или куда-то?» был и остается чрезвычайно важным для многих репатриантов. Они сталкиваются с ним, когда начинают строить жизнь в еврейской стране.
        Израиль провозгласил себя государством еврейским и демократическим. Что это означает в реальности, понимают не все, и каждый по-своему. В самом деле, сочетание современной либеральной демократии и традиционного иудаизма представляет непростую для восприятия картину. «Картина маслом!», как говорят сегодня вслед за харизматичным сыщиком-евреем из увлекательного сериала. Безусловно, комбинация эта дается Израилю с трудом, но, что очень важно, – дается.
        Для евреев, которые едут в Израиль, осознание этой комбинации, как и еще ряда особенностей еврейского государства (например, ощущение его некоторыми, как осажденного лагеря) очень важно и довольно проблематично. В связи с этим стоит обратить внимание на русскоязычный фрагмент современного израильского общества. Государство Израиль в его своеобразной истории постоянно переживало конфликты между разными волнами алии. Представители каждой последующей волны считали, что выстраивают заново собственную страну, а каждой предыдущей – что новоприехавшие пытаются учить их жизни, сами ничего не понимая в существующих реалиях. То же самое происходит и в последние три года, когда несколько увеличилась алия из стран бывшего СССР, прежде всего, Украины и России. Сегодня в социальные сети выливается невидимый постороннему глазу конфликт между так называемым «давнюками» алии 1990-х и «поравалитами» новой волны. Скажем прямо, те, кто репатриировался в конце 1980-х – начале 1990-х не вызывали симпатии у приехавших в 1970-е. Их именовали «колбасной алией», считая людьми, лишенными еврейской идентичности, культурной традиции и сионистской мотивации. Но сейчас, по прошествии двадцати с лишним лет, эти «лишенцы» считают себя (и не без основания) носителями еврейских ценностей в их израильском понимании и упрекают вновь прибывших в том, что они не ехали и приехали в еврейскую страну, а просто «свалили» и хотят жить, как кто-то остроумно заметил, без диктата «еврейских попов и генералов» в либерально-демократическом обществе.
        Скорее всего, часть тех, кто косо смотрит сегодня на «попов и генералов» со временем «свалит» и из Израиля, но значительная часть останется и, годы спустя, будет хмуро смотреть на следующих репатриантов, прибывающих со своими взглядами на то, что такое еврейское демократическое государство.
        И еще одно. Безусловно, во внешнеполитическом плане Израиль представляет собой осажденный лагерь, но обстановка внутри страны, по большому счету, об этом почти не напоминает. Один иранский диссидент, вырвавшийся в США, решил как-то набраться мужества и посетить Израиль. Он был поражен: «Я думал, что это страна, где через каждые пять метров стоит вооруженный солдат, а увидел радостную публику, гуляющую по берегу моря, как в каком-нибудь Атлантик-сити…» И в этом огромное достижение израильского общества и государства. И это, безусловно, хорошо для евреев.

        Наверх

         
        Умерла исполнительница песен на идиш Нехама Лифшиц
        21.04.2017, Израиль
        Роскомнадзор счел законными кадры из нацистского фильма на Первом канале России
        21.04.2017, Антисемитизм
        «Так быть не должно», считают в Каменце-Подольском, где закрыли дорожные ямы еврейскими надгробиями
        21.04.2017, Евреи и общество
        В шорт-листе Международной Букеровской премии два израильских писателя
        21.04.2017, Культура
        Посол США в ООН призвала перенести внимание с Израиля на Иран
        21.04.2017, Международные организации
        Нетаниягу встретился с теми, кто зажжет факелы в Йом а-Шоа
        21.04.2017, Израиль
        Евреев в мире по-прежнему меньше, чем накануне Холокоста
        21.04.2017, Мир и Израиль
        В Черкассах пройдет «День еврейской женщины»
        21.04.2017, Общинная жизнь
        В Петербурге пройдет День еврейской книги
        21.04.2017, Культура
        В память о 25-летии дипотношений Литвы и Израиля будет высажена дубовая роща
        21.04.2017, Мир и Израиль
        Все новости rss