Пророки возвращения: величайшие деятели сионизма
рус   |   eng
Найти
Вход   Регистрация
Помощь |  RSS |  Подписка
О Конгрессе Новости Конгресса
Читальный зал
    Еврейские новости Деятельность Аналитика
      Лидеры Мониторинг ксенофобии Контакты

        Читальный зал

        Пророки возвращения: величайшие деятели сионизма

        Пророки возвращения: величайшие деятели сионизма

        14.01.2018

        Сионизм является, пожалуй, самым противоречивым и загадочным явлением в общественно-политической жизни Израиля. Оценки этого явления колеблются от положительных до утверждающих, что сионизм – это национализм и даже разновидность фашизма. Так ли это? Какую роль сыграл сионизм в становлении Израиля как государства? Возможно, ответы на эти вопросы станут понятнее, если мы узнаем немного больше о деятельности известных сионистов.

        Первый президент Израиля, знаменитый профессор, выдержанный и уравновешенный политик, англоман Хаим Вейцман родился в 1874 году в России, но еще в молодости с родителями эмигрировал в Англию.

        Именно благодаря усилиям профессора Вейцмана Британия в 1917 г. провозгласила знаменитую «Декларацию Бальфура», а в 1922 г. Лига Наций включила текст Декларации в Британский мандат на управление Палестиной, признав тем самым на международном уровне право евреев на создание собственного Дома. Не оставляя науку, Хаим Вейцман был основателем Еврейского университета в Иерусалиме и научного центра в Реховоте.

        В начале тридцатых годов на очередном Сионистском конгрессе Хаим Вейцман не был переизбран, и только в 1935 году он был восстановлен в руководстве. Он всегда был приверженцем принципа договоренностей и выработки компромисса, выступая против силовых и прямолинейных приемов.

        В 1948 году после образования Государства Израиль Вейцман становится его первым Президентом. Он убедил Президента США Гари Трумэна сразу же после голосования в ООН в необходимости немедленного признания нового государства и в выделении срочного кредита в 100 миллионов долларов, для реального создания государства.

        Хаим Вейцман умер на посту президента государства Израиль в Иерусалиме в 1952 году.

        Зеев Жаботинский, полиглот, бегло говорящий почти на всех европейских и на некоторых восточных языках, талантливый журналист, появился на свет в 1880 году в состоятельной еврейской семье с юга Российской Империи. За два месяца до окончания лучшей одесской гимназии Зеев покинул ее стены для того, чтобы полностью посвятить себя литературе.

        Жаботинский был сторонником идеи того, что евреи должны объединяться на основе Сионизма, т.е. идеи создания собственного Дома на Святой земле, развивать экономику на основе свободного рынка и равных возможностей, но не полного равенства, которого в принципе быть не может. Жаботинский был фактически создателем и руководителем движения Ревизионистского Сионизма.

        Что касается внешней политики, Жаботинский был сторонником концепции «или все, или ничего», считая единственно правильным отстаивать границы Еврейского государства в пределах расселения колен Израилевых в Ханаане или в пределах Царства Давидова. Зеев боролся за отмену англичанами правительственной «Белой Книги» и всех законов, запрещающих эмиграцию в Палестину, продажу арабами земель евреям и т.д. По его инициативе и при его активном участии в конце первой мировой войны было сформировано три еврейских легиона для изгнания турок из Палестины.

        Зеев Жаботинский умер в 1940 году в Нью-Йорке. Тело его позже перезахоронено и сегодня покоится в Иерусалиме.

        Один из родоначальников журналистики на языке иврит и лидеров политического сионизма Нахум Соколов родился в 1859 году в Вышгороде в семье с давними традициями глубокой талмудической учености. Основательное образование в этой области получил вначале у деда и отца, а затем в окружении Любавичского Ребе. Ко времени переезда в 1880 г. в Варшаву Соколов обладал эрудицией в области Галахи на уровне раввинского авторитета, а образованностью в области литературы, искусства, истории – европейского интеллигента с дипломом университета.

        В 1876 году Нахум женился и переехал в близлежащее местечко Маков в дом тестя. Тогда же Соколов начал писать для газеты «Ха-Цфира», в которой позднее, уже живя в Варшаве, стал постоянным автором, а с 1885 г. – ведущим публицистом и соредактором ее издателя Х. З. Слонимского. Важным вкладом в возрождение иврита и превращение его в язык современного культурного творчества стал задуманный Соколовым литературный ежегодник «Ха-Асиф» («Жатва»).

        Личное знакомство с Т. Герцлем и атмосфера 1-го Сионистского конгресса в Базеле, куда Соколов отправился как представитель прессы, произвели на него очень сильное впечатление. В 1906 г. началась продолжавшаяся затем около 30 лет непосредственная практическая работа Соколова во Всемирной сионистской организации. Он был ее генеральным секретарем (при президенте Д. Вольфсоне), членом малого правления, ведающим политическими вопросами (в 1911 г. и вновь в 1913 г.), председателем правления (при президенте Х. Вейцмане), а в 1931–35 гг. – президентом.

        В годы Первой мировой войны Соколов вместе с Х. Вейцманом и Ахад-ха-Амом вел сложные и напряженные политические переговоры, добиваясь от Великобритании публичного обязательства признать в послевоенном устройстве мира законность национальных притязаний евреев на Эрец-Исраэль. Именно он возглавлял в Лондоне сионистскую комиссию, которая работала над максимально благоприятными для евреев формулировками будущей Бальфура Декларации.

        В 1920-х гг., а также в первой половине 1930-х гг. Соколов был президентом Всемирной сионистской организации и Еврейского агентства. Соколов встречался с высшими государственными и политическими руководителями различных стран, с лидерами еврейских общин, выступал на бесчисленных собраниях и митингах. В 1935 г. 19-й Сионистский конгресс в знак признания заслуг Соколова избрал его почетным президентом.

        Соколов оставил заметный след в истории сионистского движения, в частности, как неутомимый борец за его единство. Стремясь противодействовать часто возникавшим в движении опасностям раскола, он отмежевывался как от социалистического, так и от ревизионистского крыла в сионистском руководстве.

        Меир Дизенгоф. Наверное, невозможно представить себе израильтянина, не знающего тель-авивскую улицу Дизенгоф. В современный ивритский сленг вошло словечко «леиздангеф» – прогуляться по улице Дизенгоф. Меира Дизенгофа тоже знают все – как создателя и строителя современного мегаполиса, города, который устремлен в будущее – Тель-Авива.

        Меир Дизенгоф родился в 1861 г. в бессарабском селе Якимовичи. В 1878 г. семья переехала в Кишинев, где Меир окончил политехническое училище. В 1882–1884 гг. он проходил военную службу в Житомире, сблизился там с еврейской революционной молодежью и познакомился с будущей женой Зиной.

        Первый тюремный срок начался для Дизенгофа в Одессе, где он примкнул к народовольцам, а в 1885 был арестован и около года отсидел, сначала в Одессе, потом – в Житомире. Выпустили его под полицейский надзор. В Кишиневе Меир присоединился к новому сионистскому движению «Ховевей Цион», а когда истекли три года надзора, подал прошение на выезд за границу и неожиданно для себя получил разрешение.

        В 1889 г. он выехал в Париж, где получил образование инженера-химика в Сорбонне, а специализацию проходил на стеклодувном заводе в Лионе. В июле 1893 г. Зина Хая Бреннер стала Зиной Дизенгоф. После хупы супруги заключили и гражданский брак. Их семейная жизнь была омрачена смертью единственного ребенка.

        В 1897–1905 гг. Дизенгоф жил в Одессе, работал на бельгийском стекольном заводе и не прекращал общественной деятельности. Он был делегатом 5-го и 6-го Сионистских конгрессов в Базеле, активно выступая против плана Уганды. После кишиневского погрома в 1903 г. вместе с Жаботинским выступил инициатором создания отрядов еврейской самообороны.

        В 1904 г. Дизенгоф и Зеев Глускин основали общество «Геула» («Освобождение») для инвестиций и покупки земель в Эрец Исраэль. В 1905 г. Дизенгоф вернулся в Эрец Исраэль в качестве представителя «Геулы». Поселившись вместе с женой в Яффо, он создал торговую компанию, которая занималась морскими перевозками и экспортно-импортными операциями.

        В 1909 г. он стал одним из основателей еврейского поселения Ахузат Байт около Яффо, которое впоследствии разрослось до города, именем которому стал Тель-Авив. В 1910 г. Дизенгоф был избран главой комитета нового поселения, а с 1921 г. стал первым мэром Тель-Авива и оставался на этом посту практически до конца жизни, проявив незаурядный талант организатора. Дом Цины и Меира стал центром культурной жизни. В нем устраивались встречи с писателями, политиками и людьми искусства. Дизенгоф пророчил молодому городу великое будущее. В 1913 году, впечатленный изобретением братьев Люмьер, он загорелся идеей строить кинотеатр в Тель-Авиве. А в 1914 году кинотеатр «Эден» был открыт. В годы Первой мировой войны Дизенгоф старался защитить население ишува от турецких преследований. В 1934 г. в честь 25-летия города Дизенгоф добился от британских властей признания Тель-Авива самостоятельным городом.

        Теодор Герцль – основатель политического сионизма, провозвестник еврейского государства и создатель Всемирной сионистской организации. Теодор был воспитан в ассимилированной семье, не чуждой, однако, еврейским традициям и с детства имел склонность к литературе, писал стихи. Теодор создал ученический литературный кружок. В 1878 г. семья переехала из Будапешта в Вену, и Герцль поступил на юридический факультет Венского университета. В 1884 г. Герцль получил степень доктора юридических наук и некоторое время проработал в судах Вены и Зальцбурга. С 1885 г. Герцль посвятил себя всецело литературной деятельности. Он написал ряд пьес, фельетонов и философских рассказов. В 1889 г. Герцль женился на Юлии Нашауер (1868–1907). Их супружеская жизнь сложилась неудачно в основном из-за того, что жена Герцля не понимала и не разделяла его взглядов.

        Взгляды Герцля кардинально изменились под влиянием дела Дрейфуса. Крики «Смерть евреям!», раздававшиеся на парижских улицах, окончательно убедили его в том, что единственным решением еврейского вопроса может быть исход евреев из стран рассеяния, где царит антисемитизм, и поселение их в своей собственной стране. В июне 1895 г. Герцль встретился с бароном М. де Гиршем, желая найти у него поддержку в осуществлении своих планов. Встреча не принесла положительных результатов.

        Книга, в которой Герцль изложил свою программу, решив представить ее на рассмотрение общественности, называлась «Еврейское государство. Опыт современного решения еврейского вопроса». Она вышла 14 февраля 1896 г. в Вене. В том же году были опубликованы ее переводы на иврит, английский, французский, русский и румынский языки.

        В марте 1897 г. предварительная конференция с участием представителей обществ Ховевей Цион Германии, Австрии и Галиции приняла предложение Герцля о созыве Всеобщего сионистского конгресса. 1-й Сионистский конгресс состоялся 29–31 августа 1897 г. в Базеле. Он принял Базельскую программу и основал Всемирную сионистскую организацию, президентом которой был избран Герцль, остававшийся на этом посту до самой смерти. Вскоре после конгресса Герцль занялся созданием Сионистского банка, который должен был обеспечить финансовую основу для переговоров с турецким правительством. Главная контора банка находилась в Лондоне. Филиал его был открыт в Яффе (1903) под названием Англо-Палестинская компания.

        В начале июня 1902 г. Герцль был приглашен в Лондон для участия в работе комиссии по вопросу иммиграции иностранцев (главным образом евреев) в Англию. Под влиянием новостей о Кишиневском погроме и сообщений о тяжелом положении евреев Восточной Европы Герцль счел возможным вести переговоры с британским правительством даже об автономном еврейском поселении в Восточной Африке (протекторат Уганда), не прекращая борьбы за еврейское поселение в Палестине. С одобрения сионистского Исполнительного комитета Герцль представил этот план на рассмотрение 6-го Сионистского конгресса. Данный проект вызвал яростное сопротивление части делегатов конгресса, особенно из России, которые восприняли его как измену основной идее сионистского движения. Ожесточенные споры касательно плана Уганда привели к обострению болезни сердца, которой Герцль уже давно страдал, и сразу же после заседания ему пришлось уехать на лечение. Болезнь осложнилась воспалением легких, и 3 июля 1904 г. Герцль скончался.

        Ныне прах провозвестника еврейского государства покоится на горе Герцля в Иерусалиме, а недалеко от его могилы построен музей Герцля. День смерти Герцля по еврейскому календарю з (20-й день месяца таммуз), отмечают в Израиле как национальный день его памяти.

        Иосиф Трумпельдор родился 21 ноября 1880 года в Пятигорске в семье фельдшера Еврейской больницы Вульфа (Зеева, Владимира) Трумпельдора. В 1884 году семья переселилась в Ростов. Учился в хедере в Ростове-на-Дону, а затем – в общеобразовательной русской школе, после чего изучал зубоврачебное дело.Затем работал дантистом. На Трумпельдора очень сильно повлияла идея коммуны, принадлежавшая Л.Н. Толстому и осуществлявшаяся на практике поселенцами-толстовцами близ Ростова-на-Дону. Связывая толстовскую концепцию с сионизмом, Иосиф Трумпельдор мечтал о создании в Эрец-Исраэль еврейских сельскохозяйственных коммун.

        В 1902 году был призван в русскую армию. После начала Русско-японской войны написал рапорт с просьбой отправить его на фронт. Стал военфельдшером 27-го Восточно-Сибирского полка, дислоцированного в Порт-Артуре. Позже Иосиф Трумпельдор добился перевода в полковую разведку. Во время обороны Порт-Артура был тяжело ранен в бою и потерял левую руку. Тем не менее, оправившись от ранения, отказался от демобилизации и обратился с просьбой о возвращении на фронт на передовую. Просьба была удовлетворена. Был награжден Георгиевским крестом и произведён в унтер-офицеры. В 1906 году вернулся в Россию и получил звание прапорщика, став одним из немногих офицеров иудейского вероисповедания в царской армии. Затем поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета.

        В 1912 году репатриировался в Эрец-Исраэль, где вначале работал на сельскохозяйственной ферме «Мигдал», а затем в Дгании. К марту 1915 году Трумпельдор вместе с британским полковником Джоном Паттерсоном сформировал в Египте подразделение численностью в 650 бойцов, которое получило название «Сионский корпус погонщиков». С мая по декабрь 1915 года основная часть отряда была отправлена на Галлипольский полуостров в Турцию, где в ходе тяжёлых боев, под огнём неприятеля, обеспечивала доставку в окопы боеприпасов, воды и продовольствия.

        После Октябрьской революции Трумпельдор посвятил себя созданию в России движения Хе-Халуц для подготовки молодёжи к репатриации в Эрец-Исраэль. Трумпельдор занимался организацией защиты населенных пунктов в Верхней Галилее от воинственно настроенных арабов.   1 марта 1920 года крупный отряд арабов подошёл к Тель-Хаю. В ходе переговоров с их лидерами завязалась перестрелка, в результате которой Трумпельдор был ранен в живот. Лишь вечером Трумпельдор вместе с другими ранеными был эвакуирован в Кфар-Гилади, но в пути умер. В память об этом отважном человеке было названо поселение Тель-Иосеф. Во многих израильских городах имеются улицы, названные в его честь.

        Давид Бен-Гурион родился 16 октября 1886 года в провинциальном польском городке Плонске в семье еврейского купца средней руки Авигдора Грина и его жены Шейндл. Давид был болезненным слабеньким ребенком. Отец Давида Авигдор Грин принадлежал к самым убежденным сионистам в Плонске. И воспитывал своих детей в сионистском духе. Из его шести детей более близко эти идеалы пришлись по душе сыну Давиду. С пяти лет Давид учился в хедере – традиционной еврейской школе. Со временем параллельно с хедером он посещал русское городское училище, где выучил русский язык. Окончив хедер и городское училище в Плонске, Давид отправился в Варшаву готовиться поступать в техническое училище Ольмерта. Но поступить туда на учебу Давиду было не суждено. В 1904 году администрация этого учреждения решила допускать к экзаменам только тех, кто имел аттестат гимназии или реального училища. У Давида его не было...

        Возвратившись в Плонск, 19-летний Грин возглавил местную организацию социалистов-сионистов. В 1906 году двадцатилетний Давид Грин уехал в Палестину. И поселился через год в сельскохозяйственном поселении Седжера. В 32 года Давид, никогда не служивший в армии и не имевший военной подготовки, поступил в 39-й отдельный батальон королевских стрелков рядовым солдатом.

        Как только война закончилась, Давид возглавил рабочее движение в подмандатной Палестине. Он больше не работал в сельском хозяйстве и полностью ушел в политику. В 1921 году его избрали первым секретарем Гистадрута (Всеобщей организации рабочих в Эрец Исраэль).

        В 1919–1923 годах Бен-Гурион болел «красными» коммунистическими идеями и был намного левее большинства деятелей даже социалистического течения в сионизме. Если у Бен-Гуриона и были иллюзии насчет возможности построения желанного им Израиля по образцу государства Ленина, то после 1923 года он от этих иллюзий избавился.

        В 1935 году Бен-Гурион стал председателем Сохнута – Еврейского агентства. В ночь на 14 мая 1948 г. Бен-Гурион работал над окончательной редакцией Декларации Независимости. На следующий день около четырех часов дня он твердым голосом прочитал Декларацию Независимости и провозгласил возрождение суверенного еврейского государства, которое отныне будет называться Государство Израиль. Было сформировано временное правительство, в котором Бен-Гурион стал премьер-министром и министром обороны.

        Самыми сложными оставались экономические проблемы. Хотя Бен-Гурион не слишком хорошо разбирался в экономике, он предпринял два шага, чтобы облегчить финансовое положение молодого государства. На митинге в нью-йоркском Медисон-сквер-гарден Бен-Гурион начал кампанию за распространение израильских облигаций – в течение многих последующих лет эти облигации играли большую роль в экономическом развитии Израиля. Другой шаг Бен-Гуриона в очередной раз втянул лидера в жестокий конфликт с левыми и правыми: он потребовал от Западной Германии компенсации за еврейскую собственность, разграбленную нацистами.

        В ноябре 1953 года Бен-Гурион подал в отставку с поста премьер-министра и поселился в киббуце Сде-Бокер, расположенном в самом сердце Негева. Устав от непрерывной политической борьбы, шестидесятисемилетний лидер решил уйти на давно заслуженный отдых. В феврале 1955 года Бен-Гурион вновь занял пост министра обороны. В августе 1961 года Бен-Гурион вновь возглавил правительство.

        Давид Бен-Гурион окончательно ушел из политики в 1970 году, в 84 года. За два года до того умерла его любимая жена Поля, и в оставшиеся ему три года жизни он продолжал писать мемуары в кибуце Сде-Бокер. 29 ноября 1973 года, вскоре после войны Судного дня, по радио объявили о смерти Бен- Гуриона, которого называли дружески «старик», которого любили, с которым спорили и боролись. Государство Израиль ему обязано многим. До 1948 года, во время Войны за Независимость и в последующие годы тяжесть судьбы Израиля лежала на его плечах. Его имя увековечили центральный аэропорт Израиля, улицы и проспекты во многих городах страны.

        Израильский общественный и государственный деятель, третий глава премьер-министр Израиля Леви Эшколь родился в состоятельной хасидской семье. Получил в детстве традиционное еврейское образование, затем учился в гимназии в Вильне. В юности Эшколь заинтересовался социалистическим сионизмом, сторонником которого оставался всю жизнь.

        В 1914 г. Эшколь приехал в Эрец-Исраэль, работал на цитрусовых плантациях в районе Петах-Тиквы, был членом совета сельскохозяйственных рабочих Петах-Тиквы. Весной 1918 г. Эшколь вступил в Еврейский легион. Входил в батальонный комитет. Демобилизовавшись из армии в 1920 г., Эшколь был в числе создателей поселения Дгания-Бет и оставался его членом до конца жизни. Эшколь принимал участие в учредительном съезде Хистадрута и был делегатом первого собрания депутатов в 1920 г. Весной 1921 г. Эшколь стал членом совета Хаганы. Эшколь сыграл был одним из инициаторов объединения политических организаций Ахдут ха-‘авода и Ха-По‘эл ха-ца‘ир, образовавших в 1930 г. партию Мапай, занимал ответственные посты в партии.

        В 1934 г. в Берлине Леви возглавил поселенческий департамент Палестинского бюро. 1 июля 1941 г. Эшколь стал членом центрального командования Хаганы, был ответственным за финансирование, покупку и производство оружия.

        После образования Государства Израиль Эшколь был назначен генеральным директором Министерства обороны. Он сыграл большую роль в создании и развитии оборонной промышленности Израиля. В 1949 г. Эшколь возглавил поселенческий отдел Еврейского агентства. Он много сделал для расселения сотен тысяч новых репатриантов, для создания большого количества новых населенных пунктов. В 1952–1963 гг. Эшколь был министром финансов. Во многом благодаря деятельности Эшколя на посту министра финансов рост валового национального продукта в 1952–63 гг. составил около десяти процентов в год.

        Гордостью Эшколя был открытый 10 июня 1964 г. Всеизраильский водовод – система инженерных сооружений, объединяющая в единое целое все источники водоснабжения в стране, сделавшая возможной транспортировку воды из озера Кинерет на Севере, в центр и засушливый юг. После его постройки стало возможным интенсивное земледелие в северной части пустыни Негев.

        В 1964 г. Эшколь прибыл в США по приглашению президента Соединенных Штатов Л. Джонсона (1908–1973). Это был первый официальный государственный визит премьер-министра Израиля в США. В результате этого визита отношения между двумя странами улучшились, а лидеры достигли большего взаимопонимания. Израиль стал получать от США военную помощь в больших, чем прежде, размерах. Находясь на посту премьер-министра и министра обороны, Эшколь сделал все от него зависящее для подъема обороноспособности страны.

        Блестящая победа, одержанная Израилем во время Шестидневной войны, во многом стала следствием политики Эшколя как главы правительства Израиля.

        Татьяна Аххо

         

         

        ujew.com.ua

        Наверх

         
        «Евреи Евразии» – наш новый портал
        19.01.2018, Евреи Евразии
        Финляндия проверит сообщения об убийствах евреев финскими солдатами
        19.01.2018, Холокост
        Книга XVI века возвращена еврейской общине Праги
        19.01.2018, Реституция
        Кнессет вспомнил о советском антисемитизме
        19.01.2018, Антисемитизм
        В Болгарии начался суд над террористами из Бургаса
        19.01.2018, Антисемитизм
        «Челси» объявил войну антисемитизму в футболе
        19.01.2018, Антисемитизм
        Кинотеатр в Израиле назвали в честь Галь Гадот
        19.01.2018, Культура
        Презентация книги Дмитрия Солина состоялась в Киево-Могилянской академии
        18.01.2018, Наука
        Израильские врачи поделятся опытом с украинскими коллегами
        18.01.2018, Евреи и общество
        Премия Норы Галь открыла сезон
        18.01.2018, Культура
        Все новости rss