Skip to content
Слово Раввина: «Маца эта, которую мы едим…»

Мы продолжаем сотрудничество с институтом Раввина Адина Эвен-Исраэля Штейнзальца и публикуем специально подготовленный материал для общин-членов ЕАЕК. Эта статья выходит уже после смерти великого мыслителя поколения, ученого и хасида, раввина Штейнзальца, благословенна память его.


Во все праздники и субботы особое место отводится трапезам. Трапеза является не только данью физиологическим потребностям человека, она связана с самой сутью этих дней. Отведение столь важного места приему пищи не касается только особых дней в году; скорее, и каждодневное питание, хотя и связано с удовлетворением телесных нужд, имеет более глубокий смысл.

Такое отношение к еде особенно наглядно проявляется во время пасхального седера. По сути, он воспроизводит вкушение пасхальной жертвы, и на него распространяются указания, имеющие непосредственное отношение к еде: повеление есть опресноки – мацу – и запрет на квасное. Эти две заповеди являются не только символическим напоминанием о событиях прошлого; выполняя их, мы как бы вновь становимся участниками Исхода. Наставление помнить о выходе из Египта исполняется нами через многие заповеди, однако в Песах от нас требуется большего: в определенном смысле – и все вместе, и каждый по отдельности – мы заново проходим весь процесс Исхода. Таким образом, вкушение мацы в Песах представляет собой возрождение сущности Исхода, что для человеческой души означает выход на новый уровень и другую форму осознания.

Питание хлебом обоих видов: опресноками и квасным – связано с вопросом об осознанности и разуме человека. В Талмуде сказано, что «древо, от которого вкусил Адам… было пшеницей, ибо младенец не научиться звать отца и мать, пока не отведает вкуса злаковых» (Брахот,40а). Отсюда можно сделать вывод о наличии внутренней связи между хлебными злаками и разумом, а также сущностью человека как сознающего и познающего. И с точки зрения антропологии употребление хлеба является отличительной особенностью человеческой культуры. Мясом и фруктами питаются и люди, и животные, это часть природного мира, однако хлеб – это специфическая пища человека. Питаясь хлебом, человек соотносится с надприродным уровнем человеческой культуры, со своей сущностью как разумного существа, знающего добро и зло.

В хасидских трудах, посвящённых этой теме, подчёркивается, что «ребёнок не способен звать именно отца, пока не отведает вкуса злаковых». Связь с отцом не является первичной. Изначальна и естественна связь ребёнка с матерью, поскольку именно она – особенно в период кормления – является первым объектом в его сознании. В отличие от этого связь с отцом не носит такого же инстинктивного, биологического характера, она является культурно обусловленной и формируется лишь после того, как ребёнок достигнет определённого этапа когнитивного развития.

На первых стадиях развития связь с отцом не обусловлена интеллектом и не проистекает из разумного осознания. Ребёнок, произносящий слово “папа“, по началу не знает, что именно кроется за этим понятием и что из него следует. Он не понимает, что такое отец и как именно он с ним связан. Постепенный рост сознания ребёнка приводит к развитию речи и овладению языком. Когда ребёнок произносит «папа», ещё не понимая всех смыслов и проекций этого слова, его сознание делает первый скачок к сущности более высокой, которая пока ещё им не освоена.

Наши первые, базисные познания воспринимаются с помощью органов чувств, которые несовершенны и материальны. Более высокий уровень постижения требует определённого интеллектуального или эмоционального скачка к сущности, что лежит за пределами воспринимаемого мира; точно так же как должен поступить ребёнок, чтобы достичь ступени, когда он сможет позвать: «Папа». Этот процесс всегда включает в себя «скачок» и этапы неосознанности. Так первое употребление хлеба, первое обращение «папа» выражают тот самый переход к познанию иного типа, к более высокому уровню сознания.

Песах, как видно и из семантического значения данного слова, это праздник «минования», и именно в эти дни мы вспоминаем и переживаем великий скачок. Скачок, после которого мы стали способны звать Отца. Непростая задача ребёнка, который в первые должен позвать отца, – это квинтэссенция задачи народа Израиля во время Исхода, вокруг которой и выстраивается ежегодный седер, где мы должны заново пережить и воссоздать Исход. Таково глубинное значение праздника Песах, когда мы должны достичь нового уровня познания, перескочив промежуточные этапы.

Выйдя из Египта как народ рабов, евреи сразу же поднялись на уровень, который был превыше их разума и недоступен рациональному обоснованию — они впервые произнесли: «Отец». Всевышний ниспослал народу, который еще не был готов и не понимал, что происходит, окончательные выводы, минуя промежуточные этапы размышлений, рационального анализа и постижения. Они достигли ступени, на которой замыкается круг, где постижимое сталкивается с тем, что находится за пределами всякого постижения.

Народ Израиля, будучи на уровне ребёнка, должен был впервые учить кто такой Отец и что такое Отец, как произносят это слово и как следует к нему относиться. К такому развитию событий требуется подход, не основанный на методичном и рассудительном понимании, а на готовности принимать вещи без выстроенного объяснения, иметь дело с тем, что находится за пределами причинно-следственных связей.

Открытие пути к новой сущности выражается мацой: примитивной, неразвитой, незаконченной. Обычный хлеб – продукт цивилизации, его изготовление требует времени и включает в себя ряд стадий. Тесто должно быть замешено, ему нужно подойти, и лишь затем выпечено. Для изготовления хлеба необходимы постоянное место обитания и определённый уровень развития. Маца, в отличие от него, — первичный хлеб — неочищенная пшеница, которая прошла минимальный передел; тесто не заквасилось, и не подошло. В таком хлебе нет никаких добавок: он лишен вкуса, соли, ему не может быть предана особая вкусовая изысканность. В сущности, маца — это самый первичный продукт, который уже можно назвать «хлебом», вид пищи, соответствующий уровню человека. Именно поэтому маца олицетворяет изменения, происшедшие в момент Исхода: в историческом аспекте — зарождение еврейского народа; во внутреннем, индивидуальном — это элементарный уровень постижения и осознания Б-жественного, когда человек впервые говорит «Отец» своему Отцу на небесах.

Вкушение мацы символизирует процесс обретения способности принять то, что неясно как аксиому и проявить готовность верить в то, что мы не можем до конца понять. Обретение этой способности является первым шагом ко всякому познанию и во время Исхода — начале пути, ведущего к постижению Всевышнего на горе Синай, — она была критично необходима.