Skip to content
Слово Раввина: Подготовка к пуримскому застолью

Мы продолжаем сотрудничество с институтом Раввина Адина Эвен-Исраэля Штейнзальца и публикуем специально подготовленный материал для общин-членов ЕАЕК. Эта статья выходит уже после смерти великого мыслителя поколения, ученого и хасида, раввина Штейнзальца, благословенна память его.


Связь между Пуримом и Йом Кипуром хорошо известна. Наши мудрецы отметили, что «Йом Кипур («День искуплений») — день «как Пурим» (в каббалистической книге «Тикуней Зоѓар», 21:57б, обыгрывается созвучность слов: «Йом ѓаКипурим – Йом ке-Пурим»). А сходство между ними состоит в том, что ни один из них не является нормальным продолжением обычной жизни.

В оба эти праздника мы вырываемся за рамки своего Я и ведём себя так, словно это вовсе не мы: в Йом Кипур мы приходим к искреннему раскаянию, а в Пурим – выходим за пределы здравого мышления, пьянеем до степени, когда «не различит между Аманом и Мордехаем».

Однако существует принципиальная разница между этими двумя видами выхода за рамки обыденного: Йом Кипур – по существу своему — день прощения и отпущения грехов, «сама суть Дня искупает» (Трактат Йома, 86б) даже без предварительной внутренней работы человека. В то время как «ломка шаблонов» в Пурим требует тщательной подготовки; временная утрата ясности рассудка должна исходить из осознания и понимая того, чего человек хочет достичь этим «прорывом», иначе в нем нет ни смысла, ни пользы. И Пурим может стать всего — навсего днём, который начался и закончился, не оставив после себя ничего, кроме головной боли и запачканной одежды (и тогда жаль всех «усилий», ведь можно было бы ограничиться ѓалахическим минимумом в отношении «до тех пор, пока не различит», а именно, сном).

Обычным элементом праздника Пурим, хоть это и не упоминается в источниках, является маскарад. В книге Эстер – книге Сокрытия – присутствует целый ряд «переодеваний»: мудрецы рассказывают, что Аман на самом деле был всего лишь банщиком и цирюльником из деревни Карцум (Мегила, 16а), он только перерядился в правителя. Эстер «переоделась», утаив свой народ и свое происхождение. А самое главное состоит в том, что чудо Пурима совершается в «переодетом» виде. Бывает, что спасают явные чудеса, здесь же чудо словно спрятано под маской, так что все выглядит обычным и кажется, что спасение совершается в силу естественных законов.

Сама природа – это маска мира, и гематрия (один из трёх методов «раскрытия тайного смысла» слова, при возможности атрибутации букв числами; широко применяется в каббалистических текстах на иврите и арамейском языке, ред.) слова природа, равная гематрии слова Б-г, показывает, кто на самом деле скрывается за ней. Источники сообщают, что природа названа так, поскольку в ней тонет смысл (на иврите слова «природа» и “тонуть“ являются однокоренными). Видна только внешняя сторона, но не то, что таится внутри.
Таким образом, в Пурим требуется опьянение, чтобы разглядеть вещи, которые прячутся под масками. Чудо Пурима не заканчивается на том, что многие из народов земли приняли иудаизм, поскольку и это, в итоге, было лишь маской. Чудо, в частности, состоит в том, что маски сбрасывают с себя сами евреи. Потребовался жестокий указ Ахашвероша для того, чтобы они сняли их с себя и решили, что они евреи; так что каждый должен попытаться сорвать маску, скрывающую сокрытое.

С точки зрения физиологии алкоголь представляет собой вещество, которое подавляет деятельность мозга (крайнюю степень этого подавления можно увидеть у того, кто выпил большое количество алкоголя и погрузился в сон, от которого его очень трудно, практически невозможно, пробудить). Подавление происходит постепенно: на первой стадии подавляется деятельность тех центров, которые контролируют определённые виды поведения (как положительного, так и отрицательного), – так создается возможность дремлющим и скрытым вещам выйти наружу. Алкогольный напиток не задаёт никакого направления. Его роль — дать возможность раскрыться другим вещам.

То, что проявляется при опьянении, может быть весьма странным и разнообразным: одни люди впадают в веселье, другие могут начать плакать. У некоторых выходит на свет всевозможная скверна, а у иных, наоборот, всплывают только святые вещи.

Для того чтобы опьянение принесло человеку пользу, а не сделало его низменным и безобразным, следует заранее определить, какова цель этого процесса и в какой форме должен произойти выход за рамки привычного. Необходимо заблаговременно продумать, куда должен привести этот прорыв, рассчитать, как будет происходить высвобождение из пут обыденности.

Подобно тому, как в ѓалахе (еврейском законе) действие, начало которого лежит в определённом намерении, рассматривается как исполнение этого намерения, так и касательно опьянения: все зависит от намерения, которое было у человека перед тем, как он начал пить. Если пьют для того, чтобы напиться, побуянить или поскорее заснуть — эти цели в итоге и так будут достигнуты. Но если намерение войти в состояние опьянения, чтобы из этого вышло что-то значительное – даже если заранее не знают, что именно (Пурим, в конце концов, — это день мистики и непонимания), это предоставляет особую возможность действовать не по обычным соображениям рассудка, но возвыситься над ними.

Человек должен сказать: я сейчас выхожу за рамки здравого смысла и логики, у меня есть возможность перейти свои обычные границы, в Пурим я могу воспользоваться случаем, чтобы дотронуться до вещей, до которых я не могу добраться в течение всего года.

В жизни много раз случается, что мы боимся проявить инициативу; порой мы должны принять решение, но нам не хватает то ли времени, то ли смелости сделать это. Жизнь устроена так, что никогда не бывает пауз и ни в одной точке нельзя остановить круговорот времени. Мы привыкаем смотреть на все статично, каждый говорит себе: «Я такой, какой я есть, все знают меня таким, и таким я и должен быть». В Пурим предоставляется возможность отклонится от стереотипов мышления, поскольку все движется и меняется.

Это касается не только исполнения заповедей и служения Всевышнему, но и иных сфер жизни. Мы нуждаемся в помощи, которая могла бы расшевелить нас и сдвинуть с места, и, хотя смелость из бокала вина – это не настоящая смелость, все же хорошего глотка может хватить на то, чтобы мы осмелились принять решение изменить свою жизнь с этого момента и на будущее.

Иногда человек опасается последствий тех глубинных перемен, которые он собирается совершить. Он говорит себе: «Если я начну подниматься на разные ступени и уровни, кто знает где я окажусь в конце?» Также, когда мы молимся или заняты служением Всевышнему, у нас возникают опасения: «А вдруг я превращусь в слишком правильного человека?» Пурим – это время, подходящее для кардинальных перемен, для решений, которые мы откладывали из-за различных страхов, порождённых разумом. Подавление контроля рассудка, с одной стороны, может и предоставит мне возможность совершить все прегрешения, которые всегда хотел совершить, но с другой стороны, оно даст возможность исполнить те заповеди, которые я всегда хотел исполнить, но не решался.

Пурим – это время для скачка на другую сторону с тем, чтобы на завтра продолжить и остаться там. Выход за приделы происходит не только на время опьянения: это подходящий случай для того, чтобы высвободиться – ведь так или иначе уже выбились из привычной колеи.

На протяжении всего года есть немало вещей, которые мы хотели бы сделать или сказать, но нам это не удается. Иногда это вещи, которые не соответствуют правилам вежливости, а иногда мы не уверены, что они действительно выражают наше мнение. Когда наступает Пурим, из нас и из других внезапно выходят слова другого сорта, высказывания, обладающие особой ценностью. Мне хотелось бы сказать кому-то: «Когда я вижу тебя, мне делается тепло на душе», но у меня не получается, потому что мы слишком давно и хорошо знакомы и уже как-то неудобно выразить словами тот факт, что мы родственные души. В Пурим можно высказать самые разные вещи. Возможно, на завтра мы оба забудем эту хмельную беседу, но где-то внутри навсегда останется какой-то отпечаток. Откуда выходят эти заявления? Подобно тому как в Йом Кипур человек может сказать: «Сейчас время лишилось своего привычного смысла, можно отмотать ленту времени назад и вести себя так, как будто я никогда не грешил», так и в Пурим я могу говорить все и делать все, как будто бы мир обновился сейчас.

Пурим – это праздник, когда скидывают маски, и заранее нельзя узнать, что окажется под ними. Что именно обнаружится, зависит от вопроса: как мы вступаем в этот праздник? Пурим – это день неудержимого веселья и чудачества, единственный день, в который евреям дозволено выйти из равновесия, день, в который нам заповедано отключить сознание для того, чтобы открыть новые двери. Что находиться за ними? Это зависит от того, как мы подготовимся к их открытию.

Всем дорогим читателям, веселого Пурима от Центра раввина Штейнзальца (благословенна память его). Лехаим, лехаим!