Мы продолжаем сотрудничество с институтом Раввина Адина Эвен-Исраэля Штейнзальца и публикуем специально подготовленный материал для общин-членов ЕАЕК. Эта статья выходит уже после смерти великого мыслителя поколения, ученого и хасида, раввина Штейнзальца, благословенна память его.
Слова Торы: «Человек – как полевое дерево» (Дварим, 20:19) – указывает на наличие связи между людьми и деревьями, а также на возможность сравнения их между собой. Это подтверждается и многими другими образами Писания: «И будет он, как дерево, посаженное при потоках вод» (Теѓилим, 1:3), «И будет он как можжевельник среди степи» (Ирмеяѓу,17:6). Таким образом, представляется, что, наблюдая за деревьями и их развитием, мы немало узнаем и о человеке, его душе и служении Всевышнему.
Ту биШват – Новолетье деревьев – день, в который мы укрепляем нашу связь и привязанность к земле Израиля и всему, что произрастает на ней – подходящее время поразмышлять о деревьях и поучиться у них. (В этом году наступит 27 января с выходом звезд – ред.)
Один из аспектов сравнения человека с деревом – это связь с землёй. Дерево произрастает из земли, словно её детище, подобно этому, и у человека есть питающая его почва. Так же как отделённое от земли дерево обречено на смерть, так и человек – индивид или сообщество – не может жить оторванным, как «самосотворившийся».
Начнём с рассмотрения отдельной личности. Один из основных источников страдания современного человека – нереализованная потребность в социальной принадлежности. Распространённое чувство одиночества и свойственная современным людям отчужденность являются результатом того, что человек перестал ощущать себя «произрастающим из почвы».
Существующие сегодня социальные принадлежности носят, как правило, исключительно прагматический характер. Чтобы защитить общие интересы, люди объединяются в группы – наподобие профсоюзов. Здесь они не чувствуют себя дома, не ощущают, что «прижились». Подобная социальная единица образуется спонтанно, как временный союз для совместной обороны и нападения. Многие люди ощущают себя вечными странниками, случайно попадающими то в одно, то в другое место, но, в сущности, не связанными ни с одним из них. Они не испытывают чувства принадлежности и потому с лёгкостью «выдергиваются» из него. В определённом смысле современного человека можно уподобить пластиковым декоративным растениям, которые безжизненны и потому могут «цвести», не нуждаясь в почве.
Эта ситуация возникает в результате стремления к реализации идеала личной свободы индивидуума, стремящегося отделиться от всякого общества. Отдельная личность пытается стать средоточием и основой всего бытия. Тот, кто не поступиться своим правом быть независимым ни от чего индивидуалистом, сможет в равной мере найти способ существования в любом месте – ведь, по сути, он не принадлежит ни одному из них.
Метафоры Псалмов: «Праведник как пальма расцветёт, как кедр в Ливане возвыситься. Насаженные в доме Г-спода, во дворах Б-га нашего, расцветут они» (Теѓилим, 92:13) изображают праведника как плодоносящее дерево в оазисе. Человек, привязанный к определённому месту и испытывающий чувство ответственности по отношению к своему окружению, может развиваться, цвести и приносить плоды. В отличие от него злодея проклинают тем, что он будет подобен сухой траве, переносимой ветром с места на место: «Сделай их как перекати-поле, подобными соломе на ветру» (Тегилим,83:14). Тот, чья жизнь не выстроена на прочных корнях, ощущает, что все виды связей и обязанностей сковывают его по рукам и ногам, не дают дышать. Такой человек выбрал себе участь срубленного дерева: жизнь, в которой нет подпитки из корней и, как следствие, никакого развития — собственно говоря, и не жизнь.
То же явление можно наблюдать и в более широком историческом масштабе. Достаточно рассмотреть великие бунты против своей среды в еврейском социуме последних поколений. Частью социальной сущности еврейского народа всегда было ощущение, что еврей посажен в свою почву, из нее он черпает силы и пытается ее обустроить.
Даже когда разворачивается процесс обновления он не приводит к полной трансформации в абсолютно новое творение: всегда сохраняется часть прошлой сущности. Так кольца на срезе ствола свидетельствуют о том, что, как бы дерево ни обновлялось, выпускало новые ветви и листья, оно не изменяет ствол – свою древнюю сущность — лишь добавляет ему новые слои.
В последние поколения еврейский народ пережил «революцию отдаления». Евреи оторвались от своей среды, презрели свое прошлое. По идеологическим и прагматическим причинам они оборвали все связи с взрастившей их традицией, так что их дети уже не могли познакомиться с прошлым своей семьи и идентифицировать себя в соответствии с ее корнями.
Некоторые рвали с прошлым совершенно сознательно; у других этот надлом произошёл неосознанно, часто в результате принуждения и обмана. Так была выстроена действительность, освобожденная и лишенная корней; неудивительно, что столь многим сегодня присуще чувство оторванности от своего прошлого. Это обстоятельство является основной причиной в неспособности современных евреев отождествиться со своим собственным еврейством. Для того чтобы восполнить недостаток, вызванный длительным прерыванием связи, человек должен потрудиться, чтобы найти питательную почву: обрести свои дом и родину.
Нет другого выхода, кроме как искать или, по крайней мере, пытаться восстановить место и атмосферу, из которых можно будет черпать жизненные силы и расти.