- 12/08/2021
80 лет назад в 1941 был создан Еврейский антифашистский комитет — Jewish Anti-Fascist Committee(JAC), а в августе 1952 его лидеры, еврейские интеллектуалы были казнены.
Идея двойной лояльности (на практике, нелояльности или не полной лояльности режиму и обществу страны пребывания) – один из наиболее распространенных антисемитских стереотипов нового времени – возникла не сегодня. В наши дни эта идея подразумевает, что еврей стоит на стороне Израиля или еврейского народа, вне зависимости от страны своего настоящего проживания.
Отношения с властью и населением стран пребывания еврейских общин как часть проблемы еврейского бытия в диаспоре является частым предметом дебатов. На протяжении многих веков евреи проживали среди других народов и оказывались в рамках различных правопорядков. Потому принцип Талмуда, известный как «закон государства (царств) — обязательный закон» (Дина де-мальхута дина), продолжал оставаться предметом многочисленных дискуссий.
В публичном пространстве эта тема часто поднималась в прошлом и поднимается до сих пор. Например, в 2014 году проведенное Антидиффамационной лигой исследование показало, что 29% респондентов считают, что еврейское население обладает слишком большой властью, когда дело касается международных отношений. Исследование также показало, что обвинения в двойной лояльности — один из основных антисемитских стереотипов.
«Эта огромная цифра создает благодатную почву для многих других антисемитских трендов, — полагает известный исследователь современных антисемитских тенденций в странах западного мира Манфред Герштенфельд. — Если интересы Израиля противоречат интересам страны, в которой живет еврей, антисемит может обвинить гражданина‑еврея в том, что он поддерживает интересы Израиля, говоря по сути: «Вы на самом деле не один из нас». Самая крайняя форма обвинения в двойной лояльности сводится к обвинению в измене».
Выводы, которые выносили из этих обсуждений окружающие евреев народы и их лидеры, редко оставались предметом исключительно абстрактных обсуждений и неоднократно переносились в плоскость практических шагов и действий, имевших для еврейских общин последствия.
Не были в этом смысле исключением и евреи Советского Союза. Ярким феноменом советской эпохи был Еврейский антифашистский комитет (ЕАК), ставший одной из наиболее ярких и трагических страниц в истории евреев СССР. Этот орган был создан в 1941г. по инициативе властей как инструмент пропаганды, задачей которого было формирование благоприятного для СССР общественного мнения в странах антигитлеровской коалиции и организации в еврейских общинах западных стран кампании по сбору средств на нужды Красной армии. Возглавить ЕАК был приглашен наиболее заметный деятель советской еврейской культуры Соломон Михоэлс.
Согласно имеющимся данным, деятельность осуществлялась вполне успешно. Так газета «Правда» информировала о решении специальной конференции «Джойнт» в Чикаго «финансировать тысячу санитарных машин для потребностей Красной Армии».
Наряду с этим, Михоэлс, вне зависимости от его планов и желания, фактически воспринимался как представитель советского еврейства как внутри СССР, так и за пределами страны. Общеизвестно, что ЕАК под его руководством стал центром обращений для советских евреев, где искали помощи, защиты и поддержки, делились стремлениями и планами.
Однако, это резко выходило за рамки мандата ЕАК, определенного властями и лично советским лидером И. Сталиным – функционировать исключительно на благо коммунистического режима.
В целом, руководители Комитета вполне принимали установленные правила игры и всячески демонстрировали лояльность режиму. Так, само название официального печатного органа этого проекта – газеты «Эйникайт» /Единение/ объяснялось как “единение советских патриотов, пишущих по-еврейски”.
Учитывая успехи членов ЕАК в выполнении возложенных на них задач, власти какое-то время мирились с тем, что Комитет приобретает и иную функцию. Ситуация изменилась с окончанием Второй мировой войны и особенно — накануне создания Государства Израиль в 1948 году. Так, осенью 1946 года заведующий отделом внешней политики партии М. Суслов, отмечал «известную положительную роль, сыгранную ЕАК в период Отечественной войны… содействуя в некоторой степени мобилизации зарубежного еврейского населения на борьбу с немецким фашизмом», но «с окончанием войны положительная роль Комитета оказалась исчерпанной и <…> становится политически вредной». Основной недостаток в деятельности Еврейского антифашистского комитета по мнению Суслова «состоит в том, что он приобретает все более националистический, сионистский характер … и способствует подогреванию националистических, сионистских настроений среди некоторой части еврейского населения в СССР».
Решение о ликвидации ЕАК было лишь вопросом обстоятельств и времени. В январе 1948 года в рамках специальной операции был жестоко убит (задушен, а затем раздавлен грузовиком) глава ЕАК С. Михоэлс. Ему были устроены торжественные похороны с некрологом и соболезнованиями в ведущих газетах, гражданской панихидой и выступлениями известных деятелей культуры и искусства; Еврейский театр в Москве был назван именем Михоэлса. Советская пресса и кинохроника писала о Михоэлсе как о «великом артисте».
Но в 1948 году министр госбезопасности СССР В. С. Абакумов представил И.В. Сталину, В.М. Молотову и А.А. Жданову обширный документ о деятельности ЕАК. В нем С. Михоэлс, а также поэты Ицик Фефер, Перец Маркиш, Лев Квитко, писатель Давид Бергельсон и другие члены ЕАК, декларировались «активными националистами», которые «ориентируясь на американцев, по существу, проводят антисоветскую националистическую работу». Документ упоминает «разоблаченных среди них американских и английских шпионов», которые, «будучи враждебно настроены против советского строя, вели подрывную работу…».
Понятно, что при понимании коммунистическим истеблишментом темы «двойной лояльности» исключительно как нелояльности Советской власти и посягательство на идеологическую монополию режима, судьба членов ЕАК была предрешена. Его лидеры были арестованы (протоколы допросов, арестованных по делу ЕАК, направлялись лично И. В. Сталину) и, после пыток, расстреляны. Государственный Еврейский театр был закрыт в ноябре 1948 года, а Михоэлс был объявлен «буржуазным националистом» и руководителем «сионистского заговора».
12 августа 1952 был приведен в исполнение смертный приговор Лозовскому, Феферу, Юзефовичу, Шимелиовичу, Квитко, Маркишу, Бергельсону, Гофштейну, Зускину, Тальми, Теумин, Ватенбергу, Ватенберг-Островской. Проф. Лину Штерн, первую в СССР женщину-академика, приговорили к лишению свободы сроком на три с половиной года с последующей пятилетней ссылкой, а заместитель министра контроля РСФСР Соломон Брегман скончался от «упадка сердечной деятельности».
Обвинения, предъявленные подсудимым, носили невероятный характер. Так, артиста еврейского театра Зускина приговорили к смертной казни за то, что «вместе с Михоэлсом ставил в театре пьесы, в которых воспевались еврейская старина, местечковые традиции и быт и трагическая обреченность евреев, чем возбуждали у зрителей-евреев националистические чувства», а журналист и литературный критик М. Айзенштадт была расстреляна за то, что опубликовала списки 135 евреев Героев Советского Союза, а так же собрала материалы и написала 30 очерков о некоторых из них. В записке, оставленной мужу и дочери, журналистка пишет: «Обвинения, предъявленные мне, чудовищны. Я ничего не подпишу, и, значит, мы никогда не встретимся». Как вспоминает дочь Айзенштадт, «она ничего не подписала, в ее деле – два листка: протокол допроса и смертный приговор».
Стоит обратить внимание, что журналистка писала о героях недавно закончившейся войны, героях, пользующихся в народе заслуженным уважением.
Статья в газете «Правда» от 28 января 1948 года ввела в оборот термины «безродный космополит» и «буржуазный националист», ставшими определением евреев и призывом уничтожить остатки еврейской культуры в СССР.
В годы хрущевской оттепели и частичной десталинизации советского режима погибшие и выжившие евреи, ставшие жертвами дела JAC и других послевоенных антисемитских кампаний, были реабилитированы; идеологический и политический тон, заданный в конце сталинской эпохи, просуществовал еще четыре десятилетия. Подозрения и обвинения советских евреев в «двойной лояльности» — или прямой нелояльности Советской стране — в свете «бытующих среди части из них сионистских настроений» были фоном бытового и государственного антисемитизма (запрет на профессии, ограничения на выезд за границу, дискриминация при поступлении на учебу), почти до самого конца советской эпохи.
Д-р Хаим Бен Яаков, генеральный директор ЕАЕК