- 25/01/2019
[vc_row][vc_column][vc_column_text]24 января в Петербургском Музее Академии Художеств открылась выставка работ советского художника Меера Аксельрода «Немецкая оккупация», приуроченная к Международному дню памяти жертв Холокоста и 75-летию снятия блокады Ленинграда.
На выставке представлены около 100 живописных и графических работ из цикла Меера Аксельрода «Немецкая оккупация». Значительная часть представленных работ была создана в 1942–1943 годах в Алма-Ате, где художник работал над декорациями к фильму Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный».
Ужасы войны и Холокоста, беседы с беженцами из Польши и Белоруссии потрясли его. Одну за другой он создает десятки картин, рисунков, набросков с говорящими названиями «Расстрел», «Палачи», «Насильники», «Вешатели». Эта серия, за которую Аксельрода назвали «Гойей XX века», — не только произведение высокого искусства, но и почти документальное свидетельство на суде истории над нацизмом.
Особое место на выставке занимает картина Меера Аксельрода «Узник» — единственный прижизненный портрет Александра Печерского, руководителя легендарного восстания в нацистском лагере смерти Собибор. Интересна история создания самого портрета. Аксельрод считал своей миссией задокументировать страдания, выпавшие на долю еврейского народа. В конце жизни, в 1960-е гг., он создал цикл «Гетто», в ходе работы над которым посетил Ростов-на-Дону. Узнав, что там живет Печерский, он разыскал его и создал портрет «Узник». Печерский изображен на нем в той самой рубахе, в которой был в день восстания. Сам Аксельрод считал эту работу одной из вершин своего творчества.
Эта выставка — единственная возможность посмотреть эту картину в Петербурге.
Выставка «Немецкая оккупация», подготовленная Фондом Александра Печерского и галереей «Веллум» при поддержке Евро-Азиатского Еврейского Конгресса и Российского военно-исторического общества, ранее с успехом прошла в Москве, Белоруссии, Нижнем Новгороде, Израиле.
Открытие выставки в Санкт-Петербурге предварял круглый стол «Оккупация, блокада, Холокост — свидетельства в художественных произведениях современников и очевидцев», который прошел в Научно-исследовательском музее при Российской академии художеств. В ходе обсуждения генеральный директор Евро-Азиатского Еврейского Конгресса Хаим Бен-Яаков отметил: «Холокост стал поворотным моментом в истории. Он побудил мир сказать: «Больше никогда». Евро-Азиатский Еврейский Конгресс вместе с Всемирным Еврейским Конгрессом в эти дни проводят акции, призванные напомнить уроки Катастрофы. Выставка в Санкт-Петербурге символична — День памяти о жертвах катастрофы совпал с 75-летием полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. Мы помним о том, что фашизм принес горе, смерть и разрушения всем народам, и потому этот день носит универсальный, общечеловеческий характер. Значение резолюции ООН 60/7 заключается в том, что она призывает помнить о преступлениях прошлого и следить за тем, чтобы они не повторились НИКОГДА в будущем. И, конечно, это еще и день благодарности всем тем, кто сумел встать на защиту человечества от фашизма».[/vc_column_text][/vc_column][/vc_row]