- 08/03/2021
На вопрос, может ли женщина исполнять государственные должности, за последние десятилетия дан однозначный положительный ответ. Женщины могут выбираться в религиозные советы, служить во всех родах войск, любое объявление о должностных вакансиях не может быть в Израиле обращено к представителям лишь одного из полов, некоторые партии вводят гарантированные места для женщин в своих парламентских и муниципальных списках.
За всю историю израильского парламентаризма свыше ста женщин становились его депутатами и неоднократно занимали различные руководящие посты. Более двадцати из них были министрами и заместителями министров, в том числе и по несколько каденций. В истории Израиля женщины дважды становились министрами иностранных дел (Голда Меир и Ципи Ливни), трижды избирались председателями Верховного суда (Дорит Бениш, Мирьям Наор, Эстер Хают), по одному разу — председателем Кнессета, исполняющей обязанности Президента страны (Далия Ицик), и премьер-министром (Голда Меир). Впервые женщиной-судьей Высшего суда стала Мирьям Бен Порат в 1977 году. Женщины избирались депутатами в составе практически всех израильских партий, от крайне левых до крайне правых, как от еврейского, так и от арабского секторов. Не было женщин лишь в составе ультра-религиозных партий.
Несмотря на все попытки, женщинам так и не удалось попасть в Кнессет в составе чисто женских партий. Так, организованная лидером феминисток, бывшим депутатом Кнессета 8-го созыва Марсией Фридман партия женщин не прошла электоральный барьер в 1977 году. В 1992 году вновь созданная партия женщин набрала менее 0,1% голосов, на выборах 2015-го созданная партия религиозных женщин не прошла электоральный барьер.
Значительно представительство женщин в академической сфере. Так, в 2001 году женщины получили 57% всех ученых степеней, 46% докторантов составляли женщины. Существует множество проектов, поощряющих женщин работать в областях, в которых они традиционно составляли меньшинство, как, например, в науке. Престижный Научный институт Вейцман начал работать над национальной программой «Женщины в науке». По этой программе молодым женщинам, получившим в нескольких израильских университетах и других высших учебных заведениях степень доктора наук (Ph.D.) с отличием, в течение двух лет выдается ежегодная премия примерно в 20 000 долларов.
Израильское законодательство защищает право женщин на равные возможности в сфере занятости. В 1964 году был издан закон, обязывающий работодателя платить женщинам за равный труд такую же зарплату, как мужчинам, хотя, как отмечают исследователи, на практике равной оплаты труда все еще нет.
В Израиле женщины служат в армии. Статус женщин в Армии Обороны Израиля (ЦАХАЛ) в 1990-х начал интенсивно меняться. 8 ноября 1995 года коллегия Верховного суда тремя голосами судей против двух удовлетворила иск Алисы Миллер, требовавшей признать незаконной существовавшую практику дискриминации по половому признаку кандидатов на курс боевых летчиков. Алиса Миллер потребовала вмешательства суда для получения этого права. Суд удовлетворил иск и признал, что принцип равенства мужчин и женщин доминирует над принципами целесообразности и оптимального использования кадрового потенциала военнослужащих, служившими юридической базой для отказа женщинам в службе в качестве боевых военных летчиц.
В мае 2015 года командование армии на основании заключения военных медиков приняло решение отказаться от службы женщин в танковых частях. Такая служба требует значительной физической силы, экипажам приходится проводить значительное время в танке, имеют место весомые физические и психологические нагрузки (например, переноска танковых снарядов, наладка гусениц), которые могут оказать негативное воздействие на женский организм. В итоге, после значительной общественной дискуссии, решение было отменено.
Вместе с тем армия расширила список боевых частей, где смогут проходить службу девушки, например, военно-инженерные подразделения. Армия сообщила, что всего в ЦАХАЛе доступны для призывниц 90% военных специальностей, около 5% военнослужащих девушек выбирают боевые части.
Д-р Хаим Бен Яаков
генеральный директор ЕАЕК