[vc_row][vc_column][vc_column_text]В молитве на Рош ѓа-Шана есть одна фраза, в которой говорится о главной теме дня: «Айом арат олам», что можно приблизительно перевести как «сегодня — беременность (зарождение) мира». В современном иврите слово «олам» означает «мир», однако в библейском иврите оно относится не к пространству, Вселенной или галактике, а скорее ко времени. Смысл выражения «айом арат олам» в том, что это время зарождения, сотворения времени. В начале каждого года Всевышний не просто добавляет новый отрезок времени, а совершает новое творение, благодаря которому рождается новое время. Таким образом, новый год — это не только определенное количество дней и часов, но и совершенно новая сущность, созданная в Рош ѓа-Шана.
Но какое отношение имеет к нам эта идея («новый год — новая сущность»)? Что именно мы должны делать в Рош ѓа-Шана — день, когда создается новый год?
В настоящее время мы гораздо больше знаем о звездах и галактиках, чем во времена Маймонида. Тем не менее на основании астрономических познаний своего времени Маймонид писал, что, когда мы смотрим на небо и видим звезды, это заставляет нас чувствовать себя «крошечными, приземленными, темными созданиями». Так же и в Рош ѓа-Шана: создание нового времени, рождение нового года настолько возвышается над нами, что способно пробудить в нас подобное чувство незначительности. Вот почему в Рош ѓа-Шана мы собираемся вместе всинагоге, словно дети, которые, испугавшись, держат друг друга за руки. Их это не спасает, но по крайней мере помогает им справиться со страхом. Тактрепещем и мы (перед величием Создателя) – поэтому, образно говоря, держимся вместе, «взявшись за руки». Это не помогает нам, но приносит облегчение.
Еще один аспект этого дня. Как мы уже сказали, в Рош ѓа-Шана мы говорим: «Айом арат олам» — это день зарождения, день, когда был создан мир. Однако все библейские комментаторы соглашаются с тем, что сам мир: небо, и земля, и всё, что на них, — не было создано на Рош ѓа-Шана, скорее в Рош ѓа-Шана был создан человек. Говоря: «Это день — начало деяний Твоих, память о первом дне» (трактат Рош ѓа-Шана,27а) — мы на самом деле подразумеваем сотворение Человека, и Человек является центром творения.
Человек состоит из двух частей: низшей и высшей. Всевышний взял душу ангела, но поместил ее в тело шимпанзе. В Торе говорится, что перед сотворением человека Б-г сказал: «Сотворим человека». Некоторые комментаторы говорят, что до сотворения Человека Б-г советовался с ангелами. Ведь ангелы — самые выдающиеся интеллектуалы, и ангельское IQ намного выше, чем у величайших гениев человечества. Б-г спросил ангелов: «Что вы скажете об этом эксперименте под названием «Человек»»? И они ответили: «Этот эксперимент точно не удастся; это невозможное сочетание — такое существо будет представлять собой один большой конфликт».
Другие толкуют слова «Сотворим человека…» (Быт.1:26) иначе. Б-г обратился ко всем без исключения существам в мире и сказал: «Давайте сотворим человека» — то есть мы все вместе. И действительно, в человеке собраны все стороны реальности. Каждое существо вложило в него что-то свое: лиса — немного хитрости, лев — величия, червь — мелочности; есть в человеке и что-то от ядовитой змеи. Все эти частички присутствуют во всех людях, населяющих наш мир. И наконец, Всевышний сказал: «Теперь и я хочу вложить часть Себя в человека». В этом смысл стиха (Псалмы 8: 6): «АТы лишь немногим умалил его [человека] пред ангелами…». Человек не похож на Б-га, но подобен Ему, насколько это возможно. Всевышний наделил человека способностью быть подобным Ему: как Б-г может создавать и разрушать миры, также и люди могут их создавать и разрушать.
Как мы уже упоминали выше, «арат олам» означает состояние беременности и, как известно, это состояние увенчивается рождением младенца. Обычно новорожденные милые и хорошенькие, но иногда рождается уродец. Так же происходит и с годами: некоторые можно назвать хорошими, но другие были и ужасными, чудовищными с самого начала и во всех отношениях.
Когда на Рош ѓа-Шана создается новый год, мы не знаем, каким он будет, но мы можем повлиять на это и изменить его ход. Благодаря той божественной частице себя, которую Всевышний вложил в нас, мы способны создавать и строить или разрушать целый мир как в теории, так и на практике.Поэтому мы должны предпринять все возможное, чтобы сделать мир лучше, и тогда к концу 5780 года можно будет сказать, что мы действительно добились определенного прогресса.
Каждому из нас был дан участок, доля реальности, чтобы его возделывать: кому-то меньше, а кому-то больше. Нам не нужно ждать конца года, чтобы получить от Б-га похвалу: «В этом году урожай был особенно хорошим». Если мы будем хорошо работать, мы можем достичь этого, не дожидаясь конца года. И уже в два дня Рош ѓа-Шана давайте сделаем новый год немного ярче и прекраснее.
С наилучшими пожеланиями хорошего и сладкого года в духовном и материальном,
Адин Эвен-Исраэль Штейнзальц[/vc_column_text][/vc_column][/vc_row]