11 апреля 1909 года, в холь а-моэд Песах, была проведена знаменитая «лотерея ракушек» – розыгрыш участков для первых домов первого современного еврейского города Эрец Исраэль*, положившее начало строительству домов для 66 семей.
Идея начала строительства города впервые прозвучала тремя годами ранее, на собрании еврейских жителей Яффо. Недовольство растущими ценами на жилье, теснотой и другими социальными проблемами побудило двух недавно прибывших репатриантов Акиву Арье Вайса и Давида Смилянского выступить с инициативой о полноценном выходе за пределы арабского Яффо, чтобы построить неподалеку уже не квартал, а полноценный независимый город.
Поначалу встретившая непонимание идея собирала все больше сторонников и в итоге добилась успеха. Было основано общество владельцев домов «Ахузат Байт».
Однако понадобилось три года, чтобы пробить бюрократию сначала сионистского руководства и англо-палестинской компании (будущий банк Леуми), а затем турецкого правительства, выкупить нужную землю за невероятную цену и встретить еще много трудностей на пути прежде чем приступить к строительству.
Даже незадолго до своего запуска, проект дважды стоял перед угрозой срыва: сначала, когда турецкие власти неожиданно установили на месте будущего города казарму, а затем когда несколько арабских семей разбили там же свои шатры, отказываясь двигаться с места. Оба случая были разрешены денежными средствами.
Но наконец весной 1909 года этот дорогой сердцу и бюджету еврейских поселенцев проект наконец превратился из плана в реальность и на пустынных тогда песчаных холмах стал возводиться первый еврейский город современной истории.
Только через год, в мае 1910 года город получит свое нынешнее название. Первые жители очень хотели отдать дань уважения Герцлю, но первую улицу и первую школу уже назвали в его честь, поэтому возник еще один вариант – Тель Авив – так на иврит перевел утопический роман Герцля «Альтнойланд» Нахум Соколов. Между вариантами Иврия, Неве-Яффо, Авива, Яффа аХадаша большинством голосов было выбрано название известное нам сегодня.
Город стал быстро развиваться, но настоящим ударом, поставившим его будущее под угрозу стала Первая мировая война, и в частности враждебность и недоверие турецких властей к еврейскому населению всего Ишува** в целом. В годы войны большое количество жителей Тель Авива было сразу депортировано, а руководство города во главе с Меиром Дизенгофом оказались перед лицом смертельной опасности, не раз подозреваясь в предательстве и шпионаже. Несколько раз им чудом удавалось спастись от депортации или даже казни. Однако к концу войны под предлогом угрозы вторжения со стороны моря все оставшиеся жители Тель Авива были все же эвакуированы и город пусть ненадолго, но опустел.
И все же трудности, возникавшие во время и после войны не смогли остановить дальнейший бурный рост города, которому, благодаря дерзости идеи двух репатриантов с просторов Российской Империи, суждено было стать жемчужиной будущего Израиля и Ближнего Востока, настоящим символом сионизма и молодого еврейского государства. Символично, что именно в Тель Авиве начнет писаться совершенно новая страница еврейской истории, когда в одном из первых возведенных здесь в 1909 году домов, почти 40 годами позднее будет провозглашена независимость еврейского государства.
* имеется в виду не сельхоз поселение (которые создавались и до), а именно город, с полностью еврейским населением (в отличие от старых городов, таких как Иерусалим, Хайфа, Хеврон и др.)
** Ишув (в переводе поселение) – общий термин, под которым понималось вся еврейская поселенческая деятельность на территории Эрец Исраэль в досогударственный период.