- 05/05/2025

Дегуманизация набирает обороты в социальном и политическом дискурсе. Еврейский народ, проповедующий миру об опасности этого явления, должен первым выступать против него.
Если свести ужасающие события Холокоста к одному краеугольному камню, то, пожалуй, можно выделить дегуманизацию. Несомненно, Холокост — это гораздо больше, чем лишь один его аспект. Это сложное историческое событие, включающее множество малых и больших факторов, сделавших его возможным: разрушение демократии, авторитаризм, популизм, теории заговора, пропаганда на службе режима, помноженные на древний «вирус» антисемитизма. Тем не менее, без дегуманизации, вероятно, ни один из этих факторов не имел бы таких страшных последствий. Одной ненависти недостаточно для совершения зверств. Именно неспособность видеть в других людях человеческую сущность, вместе с блокированием сострадания и чувств и приводит к самым темным побуждениям.
Вспомним любопытный эпизод из Второй мировой войны. Еврейский писатель Илья Эренбург опубликовал в газетах в 1942 году манифест под названием «Убей!». Его целью было поднять дух советских солдат, сражающихся против нацистской Германии, но его леденящий призыв «ненавидеть немцев» и «убивать их любыми возможными способами» вызывает самые непростые чувства. Безусловно, это была смертельная схватка с жестокой тиранией и откровенным злом, угрожавшим всему человечеству. Кто-то скажет, что такие меры были оправданы в тех условиях. Но к крайним мерам нужно относиться с крайней осторожностью, ведь культивирование ненависти в итоге приводит к той же дегуманизации. Зверства, совершённые одними, не оправдывают подобных действий в ответ. Именно поэтому цивилизованный мир ответил на ужасы нацизма Нюрнбергским процессом, а не полевой расправой.
Часто самые жестокие призывы исходят от тех, кто никогда не видел войны и её ужасов. А те, кто прошёл через неё, обычно становятся самыми убеждёнными сторонниками мира. Таким человеком был Авраам Гринзейд, ушедший от нас год назад, которого мы имели честь знать и поддерживать в Евро-Азиатском Еврейском К онгрессе. Он был одним из еврейских солдат, героически сражавшихся во Второй мировой войне, и возглавлял израильскую ассоциацию ветеранов. Всю свою жизнь он последовательно выступал за мир и напоминал всем об ужасах войны. Его глубоко тревожило состояние мира и конфликты последних лет.
То же самое можно сказать и об Олеге Мортковиче, руководителе Ассоциации евреев — бывших узников гетто и нацистских концлагерей, ещё одной организации, которую мы поддерживаем. Её члены испытали на себе самые страшные формы дегуманизации, не щадившей даже детей — ведь они пережили эти ужасы в совсем юном возрасте. Они часто говорят, что их главная задача — сохранить память, надеясь, что их личные истории станут уроком для будущих поколений или своеобразным «стоп»-знаком. Главный же урок в том, что слова имеют вес и долгосрочные последствия. Те, кто их недооценивает, рискуют оказаться на неправильной стороне истории, когда слова перерастут в ужасающие поступки, продиктованные ненавистью.
К сожалению, в последние годы дегуманизация во всех ее формах снова набирает обороты. Мы наблюдали ее в нескольких войнах, включая войну в Израиле, и иногда видим ее даже в самых обыденных общественных дискуссиях и ситуациях.
Это именно то, что мы должны не просто осуждать, но и активно противостоять этому, независимо от того, с какой стороны это исходит.
Как еврейский народ, мы знаем не понаслышке, что такое дегуманизация, на что она способна и какую страшную цену мы за неё заплатили. Об этом мы стремимся напоминать миру каждый год. Давайте не забывать об этом и сами.