Skip to content
Израиль и диаспора: дискуссия вокруг изменения Закона о возвращении
haim4-4
Хаим Бен Яаков

ישראל והתפוצות: דיון סביב חוק השבות והשינויים שנעשו בו

На прошлой неделе в издании Маарив была опубликована колонка генерального директора ЕАЕК д-ра Хаима Бен Яакова в ответ на высказывание израильской журналистки и телеведущей Сиван Рав Меир. Приводим ниже перевод на русский.

Фото: The massive aliyah from the Soviet Union and the special Exodus fundraising campaign

Закон о возвращении был единогласно одобрен израильским Кнессетом около 71 года назад. Он гарантировал право каждого еврея и еврейки, где бы он/она ни находились, репатриироваться в Израиль. Дискуссия вокруг Закона и вносимых в него изменений представляет собой любопытный пример влияния и взаимодействия трех ветвей власти в Израиле в попытке сформировать как еврейский, так и демократический характер государства в соответствии с меняющимися тенденциями. Этот процесс также отражает напряженные дебаты по одному из центральных вопросов израильского общества — что значит быть евреем? Иными словами, в чем заключается суть еврейской идентичности в Израиле и диаспоре и как это соотносится с изменяющейся реальностью.

Широкий спектр мнений об этом законе является выражением разнящихся взглядов израильтян на такие принципиальные вопросы, как место галахических норм в современном государстве, отношение к смешанным бракам и различным течениям иудаизма. Недавно известная в Израиле журналистка Сиван Рав Меир заявила, что большинство выходцев из бывшего Советского Союза не являются евреями: «При создании государства процент евреев составлял 82,1 процента. В этом году евреи составляют 73,9 процента населения Израиля. Это колоссальное демографическое изменение почти не привлекает внимания, возможно, потому, что заявить следующее политически некорректно: Закон о возвращении должен измениться».

Ввиду подобных высказываний, нам стоит задаться рядом сложных вопросов, первый из которых — позволяет ли политическая и идеологическая ситуация в Израиле сейчас внести изменения в Закон о возвращении, имеющий ключевое значение для Израиля и диаспоры и отношениям между ними? А также принесут ли эти изменения в столь важный закон пользу общине репатриантов и еврейским общинам во всем мире или нанесут им вред?

Алия из бывшего Советского Союза, несомненно, привнесла новые мотивы для обсуждения Израилем Закона о возвращении. Светские и религиозные круги в стране выразили обеспокоенность по поводу увеличения числа новых репатриантов из смешанных семей, часто далёких от еврейской культуры и иудаизма.

Однако, несмотря на бурные дебаты, с 1970-х годов по настоящее время в Закон о возвращении не было внесено никаких изменений. Лидеры еврейских организаций принимали активное участие в обсуждениях закона, поскольку он оказывает значительное влияние на самые глубокие процессы, происходящие в израильском обществе и в еврейских общинах по всему миру. И это символично!

Хотя, на первый взгляд, Закон о возвращении регулирует только право на иммиграцию и получение израильского гражданства, этот закон также оказывает значительное влияние на процессы, происходящие в общинах за рубежом еврейского государства. Он формирует взаимоотношения между евреями диаспоры и Израиля, подчеркивая характер Государства Израиль как национального дома для евреев всего мира, о чем сионистское движение мечтало с самого начала. Безусловно, общественные и политические дебаты по этому вопросу важны для израильского общества, и дискуссия должна быть продолжена. Однако, деструктивные, часто не подкрепленные фактами, вырванные из контекста высказывания и нападки, адресованные в сторону значительной части израильского общества и еврейских общин в диаспоре, должны прекратиться. Диалог вокруг закона о возвращении необходимо вести в уважительной и достойной форме, не ущемляя права личности и достоинство репатриантов.