Skip to content
Основной закон о национальном характере государства прошел важную проверку
haim4-4
Хаим Бен Яаков

Nation-State Law important part of forming Israel’s constitution — opinion

עיקרון האחדות והשוויון בחוק הלאום הוא מסר חיוני לקהילות היהודיות בתפוצות

На прошлой неделе в издании Маарив и The Jerusalem Post была опубликована колонка генерального директора ЕАЕК д-ра Хаима Бен Яакова. Приводим ниже перевод на русский.

Основной закон о национальном характере государства прошел судебную экспертизу и является частью формирующейся конституции.

8 июля большинство, 10 из 11, судей Высшего суда отклонили иски против Основного закон о национальном характере государства. Председатель суда Эстер Хают написала в своем постановлении:

«Этот Основной закон является одной из глав в нашей формирующейся конституции, и он не отрицает характер Израиля как демократического государства».

На практике суд постановил, что принцип равенства еврейского и демократического характеров Государства Израиль является частью конституционного процесса, который продолжается с момента основания государства.

19 июля 2018 года законопроект был принят большинством в 62 голоса в качестве 13-го Основного закона Государства Израиль, однако именно этот закон вызвал горячие дебаты в Кнессете, в израильском обществе и в еврейских общинах по всему миру.

Закон провозглашает, что реализация права на национальное самоопределение в Государстве Израиль принадлежит исключительно еврейскому народу.

В Верховный суд было подано множество исков, включая обращение 40 лауреатов государственной премии Израиля в области культуры и искусств.

Критики закона утверждали, что принятая формулировка является дискриминирующей по отношению к национальным меньшинствам в Израиле, а также по отношению к репатриантам, которые, согласно еврейскому закону, не являются евреями. Заявители утверждали, что формулировка Закона не включает упомянутую в Декларации независимости Государства Израиль идею «полного социального и политического равенства прав для всех граждан без различия религии, расы или пола».

Согласно постановлению суда, закон будет толковаться как не лишающий признанных личных или культурных прав меньшинств и ценности равенства, прямо закрепленного в трех основных законах: Основном законе о свободе и достоинстве человека, Основном законе о свободе предпринимательства и в Законе о Кнессете. Президент суда Хают подчеркнула: «Еще до создания государства лидеры сионистского ишува ясно дали понять, что государство, которое будет создано в будущем, обеспечит равенство всех его жителей <…> и что из право на достоинство вытекает из права на равенство, поскольку это право тесно связано с человеческим достоинством».

Большинство юристов согласны с тем, что принцип равенства уже определен в Основных законах и постановлениях Высшего суда, и поэтому нет необходимости повторять его во всех других законах.

 Мы подчеркиваем, что Основной закон о национальном характере государства также устанавливает, что «государство будет действовать в Диаспоре для сохранения связи между государством и евреями <…> и будет действовать для сохранения культурного, исторического и религиозного наследия еврейского народа среди еврейства Диаспоры».

Эти принципы жизненно важны для сохранения еврейского народа, однако общественные дискуссии в Израиле не уделяют достаточного внимания этим аспектам. Особенно — с точки зрения связи между Израилем и диаспорой на фоне анти- и пост-Сионистских идеологий, которых придерживаются некоторые правые и левые радикальные политические группы.

Я хотел бы подчеркнуть, что различные национальные меньшинства, в том числе и представители еврейского народа в диаспоре, живут в большинстве национальных государств в западном мире, и, с точки зрения международного опыта, ситуация в Израиле не уникальна.

Международные нормы не требуют от национальных государств отказываться от своего национального характера, но в то же время настаивают на праве национальных меньшинств сохранять и развивать свою уникальную самобытность посредством изучения языка, культурной автономии, а также религиозных услуг, в равной степени гарантированных общинам большинства. Поэтому важно, что суд рассмотрел и подтвердил законность статьи 4 Закона, которая закрепляет существование иврита как основного языка государства, не умаляя статуса арабского языка в стране.

Важно помнить, что сохранение прав национальных меньшинств в Израиле также важно для укрепления позиций еврейских общин диаспоры в странах проживания. Еврейские общины во всем мире надеются, что власти будут уважать их права как меньшинств, и мы в ЕАЕК, наряду с другими международными еврейскими организациями, систематически отслеживаем соблюдение этого принципа.

Как генеральный директор международной еврейской организации, которая поддерживает укрепление связей между еврейской диаспорой и государством Израиль, я считаю, что особенно важно подчеркнуть намерение законодателей и судебных властей в Израиле продолжать укреплять концепцию, заложенную в законе.

Основной закон о национальном характере государства таким образом прошёл экспертизу Высшего Суда и декларативно заявляет, что принцип равенства между еврейским и демократическим характером Государства Израиль является частью конституционного устройства государства, которое постепенно формируется с момента основания государства, и одновременно провозглашает Государство Израиль как государство еврейского народа, подчёркивая взаимные связи, существующие между евреями, живущими в Израиле, и евреями, проживающими за его пределами.

С нашей точки зрения, Основной закон о национальном характере государства — принципиально важный сигнал всем системам в Государстве Израиль и еврейским общинам диаспоры.


Д-р Хаим Бен Яаков, Генеральный директор Евро-Азиатского Еврейского Конгресса