Skip to content
Слово Раввина: Тора – основа еврейской исключительности

Мы продолжаем сотрудничество с институтом Раввина Адина Эвен-Исраэля Штейнзальца и публикуем специально подготовленный материал для общин-членов ЕАЕК. Эта статья выходит уже после смерти великого мыслителя поколения, ученого и хасида, раввина Штейнзальца, благословенна память его.


По общему мнению, день дарования Торы стал наиболее важной датой во всей долгой истории еврейского народа. Хотя еврейский календарь полон знаменательных дат: будь то дни памяти о спасении и избавлении или дни скорби о бедствиях и несчастьях — все они кажутся «карликовыми» по сравнению с этим центральным событием — Синайским откровением.

Исход из Египта ознаменовал начало становления еврейского народа как нации; завоевание Ханаана дало ему родину; создание царства Давида и построение Храма заложили основы еврейской государственности и постоянного центра для еврейского народа. Эти и многие другие события имели огромное значение; каждый из них знаменует собой судьбоносный исторический перелом. Однако все они уступают по своей важности дарованию Торы, которое стоит особняком, являясь смыслообразующим центром всей еврейской истории.

Чтобы понять во всей полноте значение этого события, остановимся на некоторых его аспектах. Дарование Торы носит уникальный характер, поскольку именно оно сформировало самобытную сущность еврейского народа и задало определяющие особенности его исторического бытия и образа жизни. Прочие исторические события, в том числе и те, которые имели огромное значение, не являются специфической характеристикой нашего народа. Многие племена кочевали, затем оседали на постоянном месте, создавали государства и царства, а затем теряли свою независимость (лишь считаные народы, будучи изгнаны из своей страны, впоследствии вернулись, чтобы воссоздать там свою государственность. Уже этот факт стоит рассматривать как часть еврейской исключительности). Все перечисленные важные, подчас центральные события нашей истории принципиально не отличаются от того, что происходило с иными народами. Это не умаляет их важности, но лишает их уникальности.

Иначе обстоит дело с Синайским откровением и дарованием Торы. Это уникальное событие, аналога которому не встретишь ни в зафиксированной истории, ни в мифологии иных народов. Его специфика заключается не только в самом по себе принятии новой веры и образа жизни, но и в том, как именно это было осуществлено: одновременно всем народом.

Однако дарование Торы уникально не только в том, что касается полного приятия новой веры в её внешней форме; его основная особенность состоит в формообразующем влиянии на сущность еврейского народа. Благодаря содержанию и характеру этого события, оно стало единственной основой специфики евреев во всех поколениях.

Несомненно, то обстоятельство, что народ Израиля на заре своего формирования вышел из рабства, наложило отпечаток на его характерные особенности, но оно не получило бы такого значения без дарования Торы, которое превратило Исход в ключевой элемент коллективной памяти евреев. Существование некогда еврейского государства, расцвет литературного творчества и даже долгий период изгнания не могли бы занять присущее им место в еврейской истории, если бы им не предшествовало дарование Торы. Оно не только наделило смыслом весь последующий ход истории, но и дало каждому событию способность формировать специфический характер, человеческие типы и творческую силу нашего народа. После получения Торы все происходящее с народом Израиля обретает особое значение, которое зачастую обогащает и развивает его самобытность: всё, что с нами происходит, и хорошее, и плохое, непременно принимает особую, еврейскую форму.

Одним из аспектов особого значения дарования Торы является необратимость этого события. На протяжении своей истории еврейский народ многократно переживал периоды расцвета и упадка, однако и взлёты, и падения выражали лишь определённую сторону его развития, которой неизменно противостояли факторы, действовавшие в противоположном направлении. Так, овладению Землей Израиля противостоит изгнание, созданию Храма – его разрушение, скитаниям и гонениям на чужбине – периоды возвращения в страну Израиля и осваивания её заново. Таким образом, даже самые великие события, по сути своей, являются обратимыми. Любая историческая ситуация или состояние народа имеет свою антитезу, которая может положить им конец, изменить их значение. Дарование Торы отличается от всех них невозможностью повернуть вспять.

Изменение сущности и положение еврейского народа в результате принятия Торы имела столь принципиальный характер, что сих пор народ даже если он хотел, он уже не мог вернуться к предыдущему состоянию.

Превратившись в результате Синайского откровения в «царство священников и народ святой» (Шмот, 19:6), народ Израиля уже не может быть иным. Разумеется, и после этого отдельные личности, значительные части народа или даже весь народ будут время от времени отказываться от исполнения принятых на себя обязательств, но их отказ не станет отрицанием особой еврейской сущности: будучи не в силах её изменить, он ограничиться стремлением избежать её претворения в жизнь. Возможно, в те или иные периоды Синайский завет не будет соблюдаться, но его нельзя аннулировать.
Надо иметь в виду, что попытки аннулировать завет совершались не только в последние столетия, но и на всём протяжении прошедших после Синайского откровения тысячелетий. Однако подобные эксперименты заведомо обречены на провал – «Не бывать сказанному вами: «Будем как другие народы, как племена других стран»» (Йехезкель, 20:32). Вступив в завет, еврейский народ встал на особую стезю, которую не в силах покинуть. Поэтому всякая попытка такого рода приведёт к одному из двух: либо народ (или его часть) в итоге раскается и во второй или даже в третий раз примет на себя завет, либо та его часть, которая не приемлет этого завета, отпадет от народа и исчезнет.

Во многих исторических ситуациях мы оказывались перед перспективой пойти путём десяти колен, оставивших стезю Торы и в итоге лишившихся своей национальной идентификации. В приципе, это вопрос жизни и смерти народа. Потому как сущность дарования Торы необратима, так и нет возможности «вернуть» Тору Дарителю, продолжив существовать в качестве «еврейского народа».