Skip to content
Причины и истоки Шоа
haim4-4
Хаим Бен Яаков

О массовом уничтожении нашего народа известно многое. В израильском обществе продолжают громко звучать вопросы и требования извлекать уроки из событий прошлого. Как могло произойти подобное? Как современные израильтяне должны относиться к памяти об этом историческом периоде? Как рассказывать об этом детям, как преподавать и нужно ли это делать вообще (в истории Государства Израиль был период, когда о массовом уничтожения евреев предпочитали не говорить, чтобы воспитывать «нового человека», лишенного «комплекса жертвы», для которого свобода и уверенность в будущем — естественный образ жизни)? Каково отношение к урокам Катастрофы у наших ближайших соседей? Можно ли в Израиле исполнять музыку Вагнера, любимого композитора Гитлера и, с точки зрения многих, предвестника нацизма? Что ждать от европейцев в будущем в свете уроков прошлого?

Список подобных трудных вопросов может быть значительно расширен.

Некоторые, как например Эли Визель, считают недопустимым строить по поводу Холокоста теории, поскольку делать его предметом анализа — значит осквернять и профанировать Память жертв. Но и они обычно не в силах противостоять естественному стремлению понять и объяснить случившееся.

«Тяжело и малоприятно погружаться в эту пучину зла, — размышляет писатель Примо Леви. — Есть искушение, поморщившись, отвернуться и отключить сознание. Этому искушению нельзя поддаваться».

Так что теории и попытки ответов многочисленны.С нашей точки зрения, осознание Шоа, это одна из тем, где универсальные теории и представления оказывают влияние на израильское общество.Активное обсуждение подписание израильско-польского заявления об истории Холокоста в Польше дало новые подтверждения этой точке зрения.

Массовое истребление гражданского населения можно объяснить лишь исключительной жестокостью, причины которой многообразны, но синхронизированы. Каждая из них в отдельности не может рассматриваться как основная и определяющая. «Цифры значительно выше, чем мы раньше думали, — объяснил Хармут Бергхофф, директор Немецкого исторического института в Вашингтоне. — Мы знали раньше, насколько ужасной была жизнь в лагерях и гетто, но цифры просто невероятные».

В недавних публикациях исследователям из США удалось каталогизировать 42 500 нацистских гетто и концлагерей в Европе, где использовался рабский труд, лагерей для военнопленных и так называемых центров по «уходу», которые действовали в Германии и на оккупированных нацистами территориях с 1933 по 1945 годы.

Многие исследователи утверждают, что существует явно прослеживаемая связь между традиционным антииудейским христианским учением и национал-социалистическим «окончательным решением».

При императоре Константине христианство обрело статус официальной религии Римской империи. При этом император предусмотрел ряд мер, призванных ограничить права евреев в обществе. Евреям запрещалось обращать в иудаизм христиан — подобное обращение (гиюр) рассматривалось как преступление. Евреям запрещалось владеть рабами-христианами, вступать с христианами в брак, состоять на военной службе, а также занимать государственные посты, где от них зависели христиане.

Кодексом Феодосия (438 год) евреям гарантировалась определенная защита в случае нападения на их дома и синагоги. Однако тем же кодексом устанавливалось, что все перешедшие в иудаизм христиане теряли право на наследование имущества. Миссионерская деятельность разрешалась для христиан, но запрещалась для евреев. В VI веке Кодекс Юстиниана лишил евреев большинства прав, дарованных им Кодексом Феодосия — иудаизм лишался легального статуса и не подлежал защите закона; те, кто публично отрицал Воскресение и Страшный Суд, подвергались изгнанию.

В 1215 году решением IV Латеранского Собора евреям предписывалось носить особую одежду и отличительный желтый знак. В 1239 году папа Григорий IX объявил Талмуд «богохульной» книгой, и тысячи экземпляров его сжигались по всей Европе. Ряд новых антиеврейских установлений появился в XIII веке: Оксфордский Собор (1222) запретил строить новые синагоги; решением Синода в Бреслау (1267) евреям предписывалось селиться в специально отведенных для них еврейских кварталах; Базельский Собор (1434) запретил присуждать евреям ученые степени.

Хотя Иисуса убили римляне, церковь традиционно возлагала на евреев вину за богоубийство и осуждала их за нежелание принять Иисуса как Мессию. Обвинения адресовались не только современникам Иисуса, но и всем последующим поколениям евреев. Мелитон Сардийский, живший во II веке н.э., стал первым христианским епископом, обвинившим иудеев в богоубийстве — убив Христа, иудеи виновны в убийстве самого Бога. Многие теологи — от Августина до Лютера — придерживались подобных же воззрений. «Смерть Иисуса и смерть миллионов евреев в наш век неразрывно и трагически связаны между собой. На протяжении многих столетий евреев осмеивали, преследовали и обвиняли в смерти Иисуса. Выдвинутое против них обвинение в богоубийстве стало питательной почвой, породившей зло нацизма, со всеми его катастрофическими последствиями».

И вплоть до наших дней подобные антииудейские и антисемитские высказывания можно услышать от священнослужителей различных христианских деноминаций.

Все дело в том, что христиане в течение многих веков возлагали на евреев ответственность за смерть Иисуса. Вечером в Страстную Пятницу евреи запирали двери и тряслись от страха перед христианской толпой, жаждущей мести за «богоубийство».

Евреев с первых лет формирования христианской Церкви стали обвинять в смерти Иисуса, «их Мессии», которого они отвергли. В наказание, утверждали христиане, Бог и изгнал евреев из Израиля. В Средние века добавились новые обвинения. Иудеев называли «детьми дьявола», получили распространение «кровавые наветы» — ложные обвинения в убийстве христианских младенцев, краже и осквернении Святых Даров.

Долгие века подобные домыслы считались неоспоримыми и безусловными истинами, а евреи становились жертвами предрассудков и жестоких преследований.

В эпоху Крестовых походов евреи часто становились жертвами погромов; походы крестоносцев финансировались на эти награбленные деньги.

Когда христианство утвердилось в Римской империи, у евреев были отняты все права. Обращение в иудаизм и смешанные браки запрещались под страхом смерти. Веками евреев изгоняли из стран, где, казалось, они чувствовали себя в безопасности, — как например, из Испании, откуда их изгнали пять веков назад, в 1492 году.

Англиканский теолог Маркус Брейбрук уверен, что два тысячелетия церковного антииудейского учения заложили основу гитлеровского «окончательного решения»: В ночь на 9 ноября 1938 года нацисты организовали еврейские погромы по всей Германии. Эта ночь вошла в историю под названием Kristallnacht («Хрустальная ночь»). Почти никто из христиан не протестовал против погромов. Архиепископ Кентерберийский Роберт Ранси в связи с этим вопрошал: «Откуда такая слепота?»

Во имя исторической правды стоит отметить, что Церковь никогда формально не требовала физического уничтожения евреев; режим немецкого фашизма воплотил на физическом уровне то, что на протяжении многих веков Церковь стремилась осуществить на духовном уровне — уничтожить иудаизм.

Вывод М. Брейбрука таков — «Века антииудейского учения подготовили почву для нацизма. Хотя отдельные христиане рисковали жизнью, чтобы спасти евреев, в целом очень небольшое число христиан противостояло нацизму. Красноречивым свидетельством тому является молчание Церквей».

Один из корней антисемитизма — это, несомненно, антииудейское церковное учение, утверждает Маркус Брейбрук. В нем встречаются явно нелепые положения, вроде обвинений всех иудеев в убийстве Христа, однако в основе лежат и более сложные причины: например, «типологическое» прочтение еврейской Библии (в которой усматривают пророчества о приходе Христа), противопоставление «жестокого Бога Ветхого Завета» «любящему Богу Нового Завета».

Рассматривая детали антииудейского учения, исследователи отмечают, что «согласно христианскому учению, именно Церковь есть истинный наследник обетований, данных Аврааму. Она есть духовный и вселенский Израиль, предсказанный пророками, в то время как иудеи унаследовали все, что в истории воплощало собой зло — богохульство, отступничество, убийства. В результате иудеи лишились божественного избранничества. Божий гнев на них ознаменовался разрушением Храма и Иерусалима. Иудеи были изгнаны, и отныне над ними довлеет проклятье Божье: им уготованы вечные странствования и унижение до самого конца времен, когда Иисус вернется вновь, и иудеям, наконец, придется признать свою вину».

В 1933 году кардинал Михаэль фон Фаульгабер заявил в своей проповеди, что после смерти Христа Израиль был отлучен от служения Откровению. «Он [Израиль] не опознал времени своего призвания. Он отверг Помазанника Божьего и повел Его на Крест… Дщери Сиона получили разводную, и с тех пор иудеи осуждены вечно скитаться по всей земле».

Обвиняя евреев, христиане фактически поставили перед собой грандиозную задачу: доказать, что унизительное положение иудеев свидетельствует об их отвержении Богом. В нацизме христианская демонизация духовного облика евреев превратилась в демонизацию их биологических черт — поэтому «окончательное решение» нацистами еврейского вопроса, на пути к тысячелетнему Третьему Рейху, предполагало не религиозное обращение, а физическое уничтожение евреев.

Именно христианская традиция воспитывала в своих последователях чувство отвращения к евреям, в силу которого христиане почти не считали нужным реагировать на их исчезновение.

В 1922 году Гитлер сравнивал себя… с Христом, поражавшим еврейских менял-ростовщиков как клубок ядовитых змей. А в «Майн кампф» читаем: «Если еврей посредством своего марксистского символа веры восторжествует над народами этого мира, венец его торжества станет пляской смерти для человечества, тогда эта планета, как за миллионы лет до наших дней, будет снова безлюдной вращаться в мировом пространстве». И далее: еврей «будет следовать своим роковым путем, пока иная сила не выступит против и в титанической схватке не сбросит этого бунтовщика против небес в преисподнюю к Люциферу». Таким апокалиптическим спасителем рода человеческого Гитлер и видел себя.

Лишь в 1965 году увидела свет Декларация об отношении Церкви к нехристианским религиям (Nostra Aetate), в которой Католическая Церковь официально провозгласила решительный отказ от прежних взглядов. По такому же пути пошли и другие Церкви.

Христианство не является исключительной причиной антисемитизма

При всем этом мы встречаем не только христиан-антисемитов, но истово верующих христиан, не зараженных «вирусом» антисемитизма. Отсюда можно заключить, что христианство не является исключительной причиной антисемитизма.

Европейская культура и сознание обывателя были пронизаны расизмом и антисемитизмом задолго до захвата власти нацистами. Еще в средние века европейские умы рассуждали о расовой неоднородности. И в те времена, когда европейский национализм и империализм начинали играть все более заметную роль во внутренней и внешней политике, такие идеи оказались весьма востребованными.

В 1854 году французский дипломат Артур де Гобино опубликовал нашумевшую книгу о «неравенстве человеческих рас», где утверждал, что так называемая арийская раса выше всех остальных. Англичанин немецкого происхождения Х.С. Чемберлен, основываясь на модных тогда идеях социального дарвинизма, утверждал в 1899 году, что «сильные» имеют право руководить «слабыми» и даже покорять их, что «арийская раса» во главе с германцами призвана спасти христианско-европейскую цивилизацию от врага — «иудаизма».

Ф. Ницше в конце XIX века определяет библейскую этику, привнесенную в мир еврейским народом, как «мораль слабых»: евреи выдумали Бога, чтобы защитить себя. В своей книге «Веселая наука» он представляет самого себя в роли сумасшедшего, который приходит в город и зажигает там фонарь при дневном свете, восклицая: «Я ищу Бога… Где Бог — это я знаю. Мы все его убили… Он умер», и продолжает: «Бог не будет больше жить, мы убили его. Святой и Великий всего мира — кровь его у нас на ноже, и кто взыщет ее с нас?», имея в виду, что умерла вера в Бога и люди в повседневной жизни ведут себя так, словно Его нет. Если же Бог умер, то, согласно логике Ф. Ницше, у гуманистических ценностей нет никакого абсолютного основания и потому придерживаться их бессмысленно.

Нацисты утверждали, что спасение и возрождение Германии возможно лишь на основе принципов «расовой биологии», «евгеники» и антисемитизма, используемых в политике. Своей целью они объявляли построение «расово чистого», однородного общества, в котором признаются «естественные» различия между людьми. Полными гражданскими правами могли пользоваться только «лица немецкой или родственной им крови». Юристы, которые готовили эти законы, считали, что «учениям о всеобщем равенстве — национал-социализм противопоставляет трудное, но необходимое осознание основополагающих различий между народами…».

Народы и правительства западных стран почти не реагировали на ужесточавшиеся дискриминацию и преследования евреев нацистами. Как стало широко известно в последние годы, уже в 1941 году лидерам стран антигитлеровской коалиции были известны факты уничтожения нацистами евреев на оккупированных территориях. Но ими не было предпринято практически никаких мер, более того, подобная информация держалась в строгом секрете. Возможно, не последнюю роль сыграли некоторые черты «немецкого характера», — распространенная неприязнь к евреям, готовность к повиновению, чувство превосходства, бюрократический фанатизм.

Психологи сформулировали тезис о Холокосте как о психологическом методе, когда судьба групп, предназначенных к уничтожению, служит для остальных (и в лагере, и за его пределами) примером ничтожности человека. Сознание такой ничтожности внедрялось и поддерживалось отправкой в концлагеря и массовыми «ликвидациями».

Другая социально-психологическая версия рассматривает геноцид евреев как возрожденный ритуал массовых человеческих жертвоприношений бронзового века; с их помощью «немецкая народная общность» снимала психическое перенапряжение, экономические и политические страхи. Именно с такой целью нацисты пытались провести дехристианизацию Германии, отказываясь от библейской этики и возвращаясь к языческим мифам и символам.

Гитлер боролся против определенного духа, определенного строя мыслей и чувств. Мишенью его ненависти была определенная этика. Именно еврейское по своему происхождению ядро библейской этики — заповеди любви к ближнему, справедливости, равенства и прежде всего безусловной защиты святости человеческой жизни — он и хотел искоренить из сознания немцев, утверждая, будто «Совесть — еврейская выдумка».

Освобождение от «еврейского духа», по мысли фюрера, сделало бы немцев бесспорными фаворитами в вечной войне всех против всех. Конечной целью при этом было завоевать для Германии мировое господство, обеспечить «жизненное пространство», очистив его от излишка проживающих там «недочеловеков». Чтобы решить эту задачу, следовало воспитать в «народе господ» способность к безоглядной жестокости, избавить его от угрызений совести при истреблении мирного населения.

В 1943 году Гитлер рассуждал, обращаясь к Геббельсу: «еврей — существо абсолютно интеллектуальное». Путем уничтожения евреев — «народа Книги», который выше всего ценит интеллектуальные достижения и сравнительно с другими дал наибольшее число таковых, — Гитлер, возможно, стремился возвратить человечество на более примитивную, неисторическую ступень развития, сдержать или устранить процесс «интеллектуализации мира», все более сильную экспансию ratio и связанных с ней усложнений.

Наиболее обширная группу «теорий Холокоста» — теории социологические. Первая мировая война явилась поворотным пунктом в истории Европы, значение которого невозможно оценить, изучая только политические или военные аспекты поражения Германии. Война стала центральным звеном в процессе разрушения самых строгих запретов, столетиями формировавшихся в европейской культуре.

Груз горечи и разочарований, принесенных демобилизовавшимися солдатами с фронта, трудности поиска места в послевоенной действительности, вне привычных рамок армии, и безработица возбуждали в немецком народе глубокое недовольство. Все это привело к возникновению новой системы ценностей. С упадком привычных авторитетов возникла потребность в новых, которые вернули бы людям чувство порядка, безопасности и своего места в обществе.

Некоторые исследователи видят причины Холокоста в стремлении капиталистов присвоить еврейскую собственность и использовать принудительный труд заключенных в гетто и лагерях, отвлечь внимание широких слоев немецкого населения от внутренних трудностей государства, а также ликвидировать аграрное перенаселение путем перемещения избыточной рабочей силы в города, — освободив современный мир от окаменевшего осколка исчезнувшей ближневосточной цивилизации, вкрапленной в структуру цивилизации современной, западнохристианской.

Другие исследователи полагают, что Гитлер уничтожал евреев как носителей идей модернизации на основе рационализма, демократии, интернационализма.

Ряд политических теорий представляют геноцид евреев как борьбу с большевизмом, в котором Гитлер видел величайшую угрозу для Германии и всего мира, именно евреями инициируемую и руководимую. Известно заявление Гитлера в беседе с М. Планком: «Все евреи — коммунисты». Немецкая пропаганда запугивала особой жестокостью «еврейских большевиков», создавался образ «еврейского комиссара» — символ ужасов революции, войны и сталинских репрессий.

В последние десятилетия в рамках антиизраильской пропаганды создаются версии о Холокосте как «сионистско-фашистском заговоре». Так, многолетний представитель ООП в Германии А. Франжи утверждал, что Гитлер и сионисты пришли к негласному договору — уничтожить большую часть европейских евреев, чтобы побудить выживших к переселению в Палестину.

Уникальность Холокоста нельзя усматривать лишь в числе жертв, их убийц и соучастников. По подсчетам американского социолога Р. Руммеля, с 1900 года правительства во всем мире убили (вне войн и военных конфликтов) 119 миллионов человек. Уникальность Трагедии еврейского народа в том, что была поставлена задача истребить этнос полностью, в мировом масштабе, тщательно спланированным образом, обоснованным теоретически, организованным засекреченным уничтожением. Для достижения поставленной задачи были разработаны комплексные теории, методы пропаганды и уничтожения людей. Но вспоминая жертвы, в современном Израиле говорят и о «праведниках народов мира» — неевреях, которые отдали или подвергали опасности свои жизни, чтобы спасти евреев. Таким образом, и универсальный характер Катастрофы имеет множество аспектов.

Д-р Хаим Бен Яаков, генеральный директор ЕАЕК